Стоит отметить, что тень является главным элементом в рисунке. Именно используя тени любой художник (именно художник, а не тот, кто только учится) рисует картины, при этом совершенно не используя линии, обрисовывающие контуры и форму объекта. Но у большинства людей неверное представление о тенях. В мирском видении тень это тёмное пятно любой формы на том или ином объекте, полученное в результате закрывания возможности солнечному свету проникнуть (наверное, таки напрямую) в это место. Но, на самом деле, если задуматься, тень это не плоский объект, но объёмный.
Например, что бы понять их объёмность, зайдите днём в тень какого-то дома, к самому краю тени и посмотрите в ту сторону, где находится солнце в эту пору и вы его увидите. Вы хоть и будете стоять в той тени, что лежит на земле, но фактически только часть вас будет в тени. Формы у тени могут быть самые разные: от пирамиды и параллелипипида отбрасываемые вышеописанным домом, до фигур не имеющих своего названия, отбрасываемых деревом или чем-то другим (хоть Эйфелевой башней).
И вот, оказывается, что всё вокруг нас окутано тенями (стоит так же мельком отметить, что тени ведь тоже бывают разной интенсивности), невидимыми нам, как воздух, в котором они существуют, но всё же существуют. В таком мире мы привыкли жить, интуитивно чувствуя всё вышеописанное. Но вернёмся к нашим картинам.
Как мне кажется, именно благодаря тому, что тени сами объёмны и невидимы, они и придают реалистичность картине. И всё дело в том, что глядя на какие-то объекты на картине и видя на них тени получается, что мы видим подразумеваемый мир, который находится вне пределов картины, но который тесно связан с картиной, я бы даже сказал неотъемлемо связан. Кажется, что формы тени тоже уходят за пределы картины, и включая воображение, рисуются целые миры, причём у каждого свои – ведь из одних и тех же простых форм, можно сложить бесконечное множество других, более сложных форм.
И именно поэтому картины, в которых очерчены контуры сложнее сделать реалистичными. Линии, какие бы они не были правильные и реалистичные, в большинстве своём ограничиваются рисунком (имеют явное начало и конец) или хотя бы предполагаемое окончание за пределами рисунка, но лишающее простора для фантазии потому, как у линии предполагаемое окончание, а куда уйдёт тень – неизвестно.