Предметом учебного пособия являются научное познание, его реальные проблемы, принципы и методы научной деятельности, структура знания. Главные разделы пособия посвящены структуре и моделям развития науки в динамике культуры, научной революции, неклассическим формам науки; дана классификация методов по эмпирическому и теоретическому уровням науки, в соотнесении с формами знания — фактами, гипотезой, теорией; рассмотрены основания и предпосылки познания — принципы, стиль мышления, картина мира, парадигма, исследовательские программы. Как новые методологии рассмотрены компьютеризация, системность и синергетика. Социально-гуманитарные науки и философия представлены как особые типы знания. Пособие написано на основе работ отечественных и зарубежных философов науки, а также на базе многолетних исследований автора. Каждый параграф снабжен списком литературы и вопросами для самопроверки. Предложены таблицы научных методов, форм знания и стилей мышления, даны словарь и именной указатель, приводится список базовой литературы по философии и методологии науки на английском языке.
Пособие предназначено аспирантам и студентам, изучающим философию науки и методологию исследования, а также преподавателям, читающим этот курс, и всем желающим познакомиться с этим важным и актуальным разделом философско-методологического знания.
Введение Часть I. Философия познания Глава 1. Современная философия познания: основные категории и принципы 11 § 1. Философия познания: диалог подходов. Значение эпистемологии для научного познания Особенности современной эпистемологии. — Парадоксы и противоречия отечественной теории познания. — Плюрализм когнитивных практик. — Новое отношение к проблеме знания. — Идеи герменевтики и современная эпистемология. § 2. Понятие субъекта и объекта, их многоликостъ и многоуровневость. Субъект и объект научно-познавательной деятельности 27 Категории субъекта и объекта, изменение их значений. — От гносеологического субъекта к целостному человеку познающему. — Пути преодоления традиционного понимания оппозиции «субъект-объект». — Принцип доверия субъекту. — Субъект и объект в научном познании. § 3. Чувственное и логическое (абстрактное) познание 45 Единство образных и знаковых компонентов в чувственном познании. — Восприятие как выдвижение гипотезы и придание смыслов сенсорным данным. — Особая роль зрительного восприятия и визуального мышления в европейской культуре. — Абстрактное (логическое) познание. Соотношение категорий «рассудочное» и «разумное». Глава 2. Динамика рационального и иррационального в познавательной деятельности 58 § 1. Знание, его природа и типология. Вера и знание 58 Знание как неотъемлемое свойство и условие существования человека и общества. — Знание в его соотношении с реальностью, сознанием, типами деятельности. — Знание и вера. § 2. Рациональное, его типы, соотношение с иррациональным в научном познании 73 Новые представления о научной рациональности. — Рациональное и иррациональное в научном познании. — Интуиция как вид иррационального в науке. Глава 3. Структура познавательной деятельности, ее особенности в научном познании 88 § 1. Репрезентация как способ представления объекта в обыденном и научном знании 88 Отражение зеркальная метафора, репрезентация. — Репрезентация как познавательная операция в научном познании. — Критика теории познания как «теории репрезентации». § 2. Интерпретация как научный метод и базовая процедура познания 98 Герменевтика как теория интерпретации. — Интерпретация как базовая операция гуманитарного знания. — Интерпретация и ценности в социальном познании. М. Вебер. — Интерпретация в учениях о культуре. — Интерпретация как общий метод естественных наук. § 3. Конвенция (соглашение) — универсальная процедура познания и коммуникации, ее роль в научном познании 111 Социальная природа конвенций. — Логико-методологические смыслы конвенций. — Конвенции в социально-гуманитарном знании. Глава 4. Проблема надежности знания. Современное понимание познаваемости мира 129 § 1. Скептицизм и познаваемость мира 129 Главные идеи скептиков. — Аргументы эволюционной эпистемологии в защиту познаваемости. § 2. Эпистемологический релятивизм — неотъемлемое свойство научного знания и познавательной деятельности 138 Эпистемологический релятивизм в истории философии познания. — Проблема релятивизма в современной эпистемологии. § 3. Проблема истины в эпистемологии и философии науки 150 Основные концепции истины в эпистемологии. — Истина: две формы соответствия. — Истина в гуманитарном знании. Часть II. Философия науки: социологические и методологические аспекты 165 Глава 5. Научное знание и познавательная деятельность как социально-историческое явление и элемент культуры 167 § 1. Проблемы социокультурной обусловленности познания в философии науки 167 Смена парадигм в методологии и философии науки. — Социокультурная обусловленность познания. — Социальность и предпосылочное знание. — Коммуникативность науки как форма ее социокультурной обусловленности. § 2 Ценности в познании как форма проявления социокультурной обусловленности научного познания.. 183 Категория ценности в философии науки. — Познавательные ценности и «феномен Ньютона». — Ценностные ориентации в научном познании и проблема выбора. Глава 6. Революционные изменения в научном знании и познавательной деятельности 197 § 1. Движущие факторы и модели развития науки 197 Что является движущими факторами развития науки? — Развивается ли наука как постепенное накопление неопровержимых истин или модель развития науки должна быть существенно иной? — Как сочетаются эволюция и революция в истории науки? § 2. Особенности научных революций в естественных и социально-гуманитарных науках 208 Понимание научной революции в отечественной философии и методологии науки. — Особенности научных революций в социально-гуманитарном познании. Часть III. Методология научного исследования 223 Глава 7. Методология научного исследования как ядро философии науки 225 § 1. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания 225 Понятие методологии и ее уровней. — Специфика научной деятельности. — Природа и функции метода научного познания. — Специфика научного знания. — Научное и вне научное знание. § 2. Язык как средство построения и развития науки 239 Культурно-историческая природа языка. — Почему необходим специализированный научный язык? — Приемы живой речи и возможности формализации в языке естественных наук — Некоторые особенности языка гуманитарных наук. Глава 8. Начало исследования: методы и формы знания 258 § 1. Проблема как форма научного познания 258 Предыстория понимания проблемы. — В чем особенности проблемной ситуации? Проблема как структурная единица научного знания. — Понимание К. Поппером места и роли проблемы. — Общеметодологические и социокультурные предпосылки проблем и проблемных ситуаций. — Особенности постановки проблем в гуманитарном знании. — Проблематизация знания и вопросно-ответные процедуры. § 2. Методы исследования и формы знания эмпирического уровня 275 Эмпирический и теоретический уровни. — Методы и формы познания эмпирического уровня: вычленение и исследование объекта. — Методы и формы познания эмпирического уровня: обработка и систематизация знаний. Глава 9. Методы и формы познания теоретического уровня 299 § 1. Методы построения идеализированного объекта и оправдания теоретического знания 299 Методы построения и исследования идеализированного объекта. — Методы построения и оправдания теоретического знания. § 2. Понятие предпосылочного знания. Основания и предпосылки научного познания 317 Становление понятия предпосылочного знания в истории и философии науки. — Структура и основные формы предпосылочного знания. Глава 10. Предпосылочные методологические структуры в системе теоретического знания 333 § 1. Научная картина мира и стиль мышления, их методологические функции в теоретическом познании 333 Научная картина мира. — Картина мира в гуманитарном познании. — Стиль научного мышления. § 2. Методологическая роль парадигмы и исследовательской программы в теоретическом познании 353 Парадигма как базовое понятие методологии и философии науки. — Научно-исследовательская программа, ее структура и функции. Глава 11. Новые методологии: компьютеризация, системный подход, синергетика 363 § 1. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия 363 Эпистемология и когнитивная наука. — Эпистемологические смыслы теории фреймов. — Смысловая связь — основной конструктивный элемент знаний. — Компьютер и формирование нового типа мьппления и познавательной деятельности. § 2. Системность и синергетика — новые парадигмы методологии науки 381 Системный подход в современной методологии науки. — Синергетика как новая парадигма: самоорганизация, открытые системы, нелинейность. Глава 12. Социально-гуманитарные науки и философия как типы знания и познавательной деятельности 392 § 1. Особенности социально-гуманитарного познания.: 393 Гуманитарное знание как проблема. — Сходство и различие естествознания и обществознания. — Специфика философско-методологического анализа текста как основы гуманитарного знания. — Пространство, время, хронотоп в гуманитарном знании. § 2. Философия как тип знания. Методы философствования 410 Методы философии. — Интерпретация как метод философствования. Словарь 425 Кто есть кто 438 Литература по философии науки и методологии (на английском языке) 454
Формат файла .pdf Количество страниц - 475 Размер архива - 3.80 Mb Файл заархивирован в формат ".rar"