Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи по изучению философии » Философия древнего Востока

Конфуций
Китай: Конфуций (ок. 551-479 до н. э.)

3.1. Становление философа
В юности Конфуций был отмечен большой восприимчивостью к учению («Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее … Я не родился со знаниями. Я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учебе» - Лунь Юй). При этом философ обращал внимание на важность размышлений в процессе обучения: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Постепенно у Конфуция появляются ученики, составивших в дальнейшем собрание его суждений и диалогов. Некоторые суждения из этого собрания посвящены отношениям между философом и его учениками: «С теми, кто выше посредственности, можно говорить о возвышенном; с теми, кто ниже посредственности, нельзя говорить о возвышенном»; «Когда не разговариваешь с человеком, с которым можно разговаривать, ошибаешься в людях. Когда разговариваешь с человеком, с которым нельзя разговаривать, то напрасно теряешь слова. Мудрый человек не ошибается в людях и не теряет слов».


3.2. Благородный муж: человеколюбие
Эталоном и нравственным идеалом для Конфуция является образ благородного мужа, обладающего человеколюбием. Человеколюбие одновременно недостижимое («В учености я не уступаю другим людям. Но я не могу поступать, как благородный муж») и близкое нам качество («Разве человеколюбие далеко от нас? Если я хочу быть человеколюбивым, человеколюбие приходит»). Критерием человеколюбия становится правило взаимности («Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе»), которое применимо к каждому человеку: «Благородный муж ко всем относится одинаково, он не проявляет пристрастия…». Человеколюбие улучшает жизнь и делает ее более независимой от внешних обстоятельств: «Человек, не обладающий человеколюбием, не может долго жить в условиях бедности, но он не может долго жить и в условиях радости. Человеколюбивому человеку человеколюбие приносит успокоение. Мудрому человеку человеколюбие приносит пользу».


3.3. Благородный муж: умеренность
Благородный муж сдерживает свои желания и придерживается правила золотой середины: «Такой принцип, как «золотая середина», представляет собой наивысший принцип». Во всех действиях благородный муж следует ритуалу, то есть действует осторожно, спокойно и сдержанно: «Человеколюбивый человек в разговоре проявляет осторожность»; «Благородный муж держит себя с величавым спокойствием и не зазнается…»; «Сдерживать себя, с тем, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, – это и есть человеколюбие». Воспитанность человека должна уравновешивать, а не превосходить естественность: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем».


3.4. Завершение жизненного пути
Человек, достойно проживший отведенное ему время, не испытывает страха перед смертью («Благородный муж не печалится и не испытывает страха … Если, взглянув на свои поступки, видишь, что стыдиться нечего, то отчего же еще можно печалиться и испытывать страх?») и завершает свой путь со спокойной совестью: «Если утром познаешь правильный путь, вечером можно умереть».

Категория: Философия древнего Востока | Добавил: Дмитрий (15.05.2010)
Просмотров: 1510 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Иван  
0
Прочитал и немного отредактировал внешне. Жди мою, я думаю даже к сегодняшнему вечеру.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]