Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи по изучению философии » Философия древнего Востока

Конфуций

Китай: Конфуций (ок. 551-479 до н. э.)

Конфуций - древний мыслитель и философ Китая.

О жизни Конфуция мы знаем достаточно много, ведь благодаря его ученикам (а число их при жизни философа превышало 3000), его жизнь детально записана. Единственное, что остаётся легендарным в его жизни, это его рождение. По одной из них, к матери Конфуция явилось чудовище Ки-линь, явление которого предвещало некоторое значимое событие. И это чудовище выбросило из желудка камень, на котором было написано: «Кода династия Чжоу будет клониться к  упадку, родится младенец, чистый, как кристальная вода; он будет царём без царства». Таков и был Конфуций. Человек, стремившийся к совершенству, идеалу и учивший этому других людей.

На первый взгляд может показаться, что философия Конфуция не столь возвышенна, как у того же Лао-Цзы, и достаточно приземлена и даже злободневна. Но так остаётся лишь до тех пор, пока не поймёшь не только то, что сказал Конфуций, но чего он так и не сказал.

К основным идеям Конфуция, на мой взгляд, можно отнести следующее:

1.Становление человека и философа.  Этому Философ уделяет очень много времени. По некоторым преданиям, Конфуций разделил всех людей на  5  видов, от самого плохого до наилучшего, себя же отнёс лишь к третьему. Вот что пишет Конфуций про «благородного мужа»:

Учитель сказал: "Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела. Я изменил [свой подход] из-за Цзай Во";

 «Благородный муж держит себя с величавым спокойствием и не зазнается…»;

«Сдерживать себя, с тем, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, – это и есть человеколюбие»

Учитель сказал о Цзы-чане: "Он обладает четырьмя качествами благородного мужа: ведет себя с достоинством, служа старшим, проявляет почтение, заботится о народе, использует народ на общественных работах должным образом".

«Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем».

 

2. Таким образом, Конфуций плавно переходит к пониманию понятия «золотая середина», то есть умеренность во всем, ни много, но и не мало. Кроме приведённых выше цитат, приведу ещё и одну историю из жизни Учителя, которая наглядно продемонстрирует суть:

В зале, подле трона, стояло ведро, сплетённое из камыша и хорошо осмоленное, для подъёма воды из колодца. Философ спросил одноиз присутствующих мандаринов, зачем оно тут. Последний не знал и пробормотал какой-то вздор. Тогда Конфуций попросил другого зачерпнуть воды из колодца. Тот осторожно и тихо опустил ведро в колодец, но легкое ведро просто поплыло по поверхности воды и ни капли не зачерпнуло. Конфуций всё-таки попросил зачерпнуть воды.

- Если так не удалось, - сказал он, - надобно как-то иначе.

Другой мандарин взял ведро и бросил его в колодец со всего маху; ведро, переполнившись водой, погрузилось на дно.

-  И это не хорошо! – сказал Конфуций. – Придётся самому.

Взяв ведро, он опустил его, ни быстро, ни тихо, и ведро наполнилось настолько, что его без труда можно было достать из глубины.

- Вот вам верное изображение хорошего правления и искусства уметь держаться золотой середины. Излишняя слабость или излишняя суровость вредны – надо уметь соединять силу с умеренностью. В древние времена этот опыт применялся при восшествии на престол нового правителя – древние законодатели предписывали постоянно держать пустое ведро подле трона для того, чтобы правители всегда помнили моральный вывод из этого простого физического явления!..

Таков он, образ «благородного мужа», к которому стремился Конфуций и которому он учил всех.

Я не родился со знаниями. Я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учебе, - писал Конфуций. Он отдавал всё своё свободное время обучению людей и улучшению порядков в стране, всегда про всё расспрашивал, проникался, не чурался обычных людей. Человеколюбие, вот основной критерий для Конфуция.

3. Понятие ритуала. Здесь Философ достаточно чётко отстаивает позицию ритуала, как спокойствие народа.

"Вы желаете сохранить овец, а я желал бы сохранить обряд!" – слышим мы от него. Как мне кажется, так  служение это некий способ, путь познания истины для Конфуция. Ведь именно наблюдая за малым, он видел большое.

«Трудно сказать что-то определённое. Если я скажу, что предки чувствуют почтение, оказываемое им их потомками, что они знают, что делается на земле, то исполненные детской любви сердца живых отдадутся исключительно служению усопших и будут невнимательны к своей собственной жизни; наоборот, если я скажу, что предки не знают о жизни своих потомков, то ослабеет усердие к почтению их памяти и священный союз живых с усопшими потеряет свою цену. Продолжайте, не рассуждая, почитать память предков и представлять их свидетелями наших поступков. Это самое лучшее».

В завершение своей жизни Конфуций переживал о том, распространится ли его учение. Но не о себе он беспокоился, а о людях – ведь он надеялся помочь людям найти себя. «Если утром познаешь правильный путь, вечером можно умереть» - но для начала этот путь нужно познать, а умер Учитель лишь на 73 году жизни…

Категория: Философия древнего Востока | Добавил: Иван (17.05.2010)
Просмотров: 3871 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Иван  
0
1.Исправил, спасибо.
2.Я имел ввиду, что сам путь не короткий и не простой, и что даже Конфуцию понадобилось на него много времени. Может, немного неверно подобрал образ.
3.Ты прав, у нас разные подходы. Ты пытаешься выжать эссенцию из учения, а я пытаюсь его объяснить образностью. Хотя мне кажется, для преподавания студентам мой подход был бы правильнее.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]