Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи по изучению философии » Философия древнего Востока

Лао-цзы
2. Китай: Лао-Цзы (VI—V вв. до н. э.)

«Умеющий шагать не оставляет следов.
Умеющий говорить не допускает ошибок.
Кто умеет закрывать двери, не употребляет затвор,
и закрывает их так крепко, что открыть их невозможно»

Дао Дэ Цзин
2.1. Дао Дэ Цзин
Большую часть своей жизни Лао-Цзы служил хранителем царской библиотеки. К концу своей карьеры, разочаровавшись в современной ему действительности, он решил навсегда покинуть Китай. Когда Лао-цзы достиг пограничной заставы, то её начальник попросил мудреца рассказать ему о своём учении. Мудрец выполнил просьбу, написав труд Дао Дэ Цзин.

2.2. Дао
Сущность философии Лао-цзы заключается в понятии дао, которое сам философ не определяет со всей ясностью и часто использует образы для его объяснения:
«Великое Дао растекается повсюду …. Благодаря ему рождаются все существа … С любовью воспитывая все существа, оно не становится их господином. Оно никогда не имеет своего желания, поэтому его можно назвать маленьким скромным. Все существа возвращаются к нему, и оно не рассматривает себя как господина. Его можно назвать великим. Оно становится великим, благодаря тому, что никогда не считает себя таковым»
Дао Дэ Цзин
Дао в этом образе предстает перед нами как некая сущность, определяющая существование вещей и незаметно влияющая на них.

2.3. Следование дао
Человек может своими действиями нарушать дао («Кто поднялся на цыпочки, не может долго стоять. Кто делает большие шаги, не может долго идти. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, не достигает успеха. Исходя из Дао, всё это называется лишним желанием и бесполезным поведением»), а, значит, ему необходимо отказаться от многих своих желаний («Кто служит Дао, изо дня в день уменьшает свои желания. В непрерывном уменьшении человек доходит до недеяния»), и следовать естественному порядку вещей. («… мудрый человек предпочитает недеяние … Тогда все вещи приходят в движение, и они не приостанавливают своего движения»).

Тот, кто придерживается естественного порядка вещей, совершает изменения постепенно («… осуществление великого дела начинается с малого, ибо в мире трудное дело образуется из легких, а великое – из маленьких. Поэтому мудрый человек погружается в трудности, в результате он их не испытывает») и использует простые слова в своей речи:
«Кто имеет знания и делает вид незнающего, тот на высоте. Кто без знаний и делает вид знающего, тот болен»; «Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Знающий не доказывает, доказывающий не знает»
Правитель, следующий дао, не должен вмешиваться в естественную жизнь народа («Поэтому мудрый человек говорит: если я не действую, народ будет находиться в самоизменении; если я спокоен, народ сам будет исправляться … если я не имею страстей, народ становится простодушным») и должен сделать так, чтобы народ вернулся в состояние простоты и естественности («Надо сделать так, чтобы народ снова начал плести узелки и употреблять их вместо письма»).

Таким образом, мы приходим к выводу, что дао - это естественная необходимость, которой подчиняются все вещи.
Категория: Философия древнего Востока | Добавил: Дмитрий (16.01.2010) | Автор: Лаврентьев Дмитрий
Просмотров: 718 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Иван  
0
Ссылка на источник - это ссылкана интернет ресурс, больше не добавляй туда ничего другого.

По поводу статьи - я так и не увидел у тебя понимания Дэ. Я помню, что это тебе не очень нравилось, но стоило бы хотя бы упомянуть о нём.
Да и нет у тебя Рассуждений о противоположностях.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]