Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи по изучению философии » Философия древнего Востока |
Учение Лао-Цзы
Лао-Цзы – древнекитайский философ. Его считают одним из основателей даосизма, как философско-религиозного течения.
Вообще с фигурой Лао-Цзы связано много легенд. Вплоть до того, что Лао-Цзы это вовсе не историческая личность, а лишь псевдоним Конфуция. По одной из легенд мать носила его в утробе несколько лет, а родился он стариком. Отсюда и его имя, которое в переводе обозначает «Старый ребёнок». Вообще достоверных источников про жизнь Лао-Цзы нет. И возможно, что это связано с его идеей «отказа от своего я». Но это всё история и легенды.
Основополагающей книгой Лао-Цзы является «Дао Дэ Цзин». Именно в ней изложены все основные мировоззренческие идеи Лао-Цзы.
В основе его мира лежат два понятия – Дао и Дэ. С китайского слово «Дао», переводится, как «путь», но в философии Лао-Цзы это нечто иное, более широкое. «Дао - глубокая [основа] всех вещей» - пишет Лао-Цзы. Вот ещё некоторые цитаты, которые помогут нам понять суть Дао:
1. Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три - все существа. Все существа носят в себе инь и янь, наполнены ци и образуют гармонию.
2. Великое Дао растекается повсюду. Оно может быть направо и налево. Благодаря ему рождаются все существа, и они не останавливаются [в своём росте].
3. Дао вечно и не имеет имени. Хотя оно существо маленькое, но в мире никто его не может себе подчинить.
4. Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Эти три [качества Дао] необъяснимы.
Вот такое оно, Дао. Вообще, Лао-Цзы считает, что Дао нельзя описать, им надо проникнуться. «Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя», а Дао вечно. Наверное, Дао легче понять в разрезе бога, то есть некой движущей силой этого мира. Но нельзя и полностью объединить эти два понятия.
В единстве с Дао существует Дэ. И если с Дао хоть что-то понятно, то е Дэ всё ещё более запутано. «Образы великого Дэ подчиняются только Дао. Дао - вещь неясная и туманная. О, туманное!» - слова Лао-Цзы. Вот ещё:
1.«Кто содержит в себе совершенное Дэ, тот похож на новорожденного. Ядовитые насекомые и змеи его не кусают, свирепые звери на него не нападают, хищные птицы его не схватывают. Кости у него мягкие, мышцы - слабые, но он держит [Дао]»;
2.«Добрым я делаю добро и недобрым также желаю добра. Это и есть добродетель, порождаемая Дэ. Искренним я верю, и неискренним также верю. Это и есть искренность, вытекающая из Дэ».
Сам Лао-Цзы называет Дэ «Непостижимое Дэ». Насколько я понимаю, Дэ это некая движущая сила этого мира, которая помогает Дао в создании. Меж тем некоторые философы вообще отбрасывают понятие Дэ, как некое религиозное.
У Дао есть свойство (читай, у мира есть свойство) – «Противоположность есть действие Дао, слабость есть свойство Дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии». Вообще-то Лао-Цзы это один из первых, если не первый философ, который написал о противоположностях и о единстве. «Вот те, которые с древних времён находятся в единстве. Благодаря единству, небо стало чистым, земля - незыблемой, дух - чутким, долина - цветущей и начали рождаться все существа». И рядом же рассуждает о противоположности – «Неполное - становится полным; кривое - становится прямым; пустое - становится наполненным; ветхое - сменяется новым; то, что мало - становится многим. Многое вызывает заблуждение. Поэтому мудрый человек сохраняет единство и становится примером для всех». Когда я читал текст Дао Дэ Цзин, мне буквально с первых строк бросилось в глаза то постоянное противопоставление, которое делает Лао-Цзы. Как будто весь текст пронизан этими противоположностями. Вот некоторые примеры:
-«Тяжёлое является основой лёгкого. Покой есть главное в движении. Поэтому мудрый человек действует весь день, не оставляя тяжёлого дела. Хотя он питает блестящую надежду, но находится в совершенно спокойном состоянии».
-«То, что сжимают - расширяется. То, что ослабляют - укрепляется. То, что уничтожают - расцветает. Кто хочет отнять что-нибудь у другого, непременно потеряет своё».
- «В мире самые слабые побеждают самых сильных. Небытие проникает везде и всюду. Вот почему я знаю пользу от недеяния. В мире нет ничего, что можно было бы сравнить с учением безмолвия и пользой недеяния».
- «Когда [мудрый человек] желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других. Когда он желает быть впереди людей, он должен ставить себя позади других. Поэтому, хотя он стоит над народом, но для народа он не в тягость; хотя он находится впереди, народ ему не вредит. Поэтому люди с радостью его выдвигают и от него не отворачиваются. Он не борется, благодаря чему он в мире непобедим…»
Лао-Цзы, как видно из написанного выше, говорит не просто о противоположностях, но о единстве противоположностей. И хотя явной речи о борьбе этих противоположностей пока не идёт, но можно смело удостовериться, что первый закон диалектики – единство противоположностей, был сформирован ещё в Китае, в 5 веке до н.э.
И пока мы ещё далеко не ушли от единства противоположностей хочу привести интересный пример, который постоянно всплывает в моей голове. Чтобы что-то наполнить, надо это сначала опустошить пишет Лао-Цзы. Так вот, предлагаю вам вспомнить строчку из произведения Булгакова «Мастер и Маргарита»: «И в этом ты ошибаешься, — светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, — согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?» Ничего не напоминает?
Далее Лао-Цзы ведёт рассуждения о добре и гуманности. Вот, что он пишет по этому поводу:
-«Небо и земля не обладают гуманностью и они относятся ко всем существам как к траве и животным».
-«Когда устранили великое Дао, появилась "гуманность" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, тогда появляется "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь". Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются "верные слуги" »
-«"Почтительность" - это признак отсутствия доверия и преданности».
Существует точка зрения, что таким образом Лао-Цзы ведёт полемику с Конфуцием относительно сильно преувеличенного значения гуманности у второго. Но, ни в коем случае, не отрицает добро, как таковое.
Я же придерживаюсь другой точки зрения. Ссылаясь на его понимания единства, о котором писалось выше и на цитаты, я утверждаю, что Лао-Цзы отрицал добро как таковое. Но не просто так, а вместе со злом. То есть нет добра – следственно нет и зла. Лао-Цзы в своём понимании мира вообще находится в другом пространстве относительно добра-зла. Так это или нет, пусть каждый решит для себя сам.
У Лао-Цзы так же много интересных идей относительно людской жизни и управления государством, но это всё требует отдельно статьи. А по поводу философии это пока всё.
| |
Просмотров: 6445 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | |
| |