Китай. Конфуций, конфуцианство - Страница 2 - Форум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Обучение философии » Восточная философия » Китай. Конфуций, конфуцианство
Китай. Конфуций, конфуцианство
ИванДата: Среда, 27.01.2010, 20:56:26 | Сообщение # 16
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Извини Дим, отвечу завтра. Очень занят.

Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ИванДата: Четверг, 28.01.2010, 15:45:15 | Сообщение # 17
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Так вот. Понятие "золотой середины" достаточно часто вспоминается в философии. Умереность в пище, удобствах и т.д. - такие понятия присущи многим религиям. Но, насколько я понимаю, само понятие введено именно Конфуцием. И уже потом Аристотель начал связывать добродетель и "золотую середину".

Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ИванДата: Воскресенье, 31.01.2010, 10:59:52 | Сообщение # 18
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Раньше, я уже приводил циату "Учитель сказал: "Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела. Я изменил [свой подход] из-за Цзай Во". " - мне кажется она показывает, что определять таких людей нужно не по словам, но по делам.

Кроме того, часть своих критериев доблестного мужа Конфуций даёт в отрицаниях. К примеру:

"Шэнь Чэн поддается своим страстям. Разве может он быть твердым?"

"Вам следует быть ученым, подобным благородному мужу и не подобным низкому человеку".

К тому же вот ещё цитата, в которой Конфуций конкретног говорит о качестах:
Учитель сказал о Цзы-чане53: "Он обладает четырьмя качествами благородного мужа: ведет себя с достоинством, служа старшим, проявляет почтение, заботится о народе, использует народ на общественных работах должным образом".


Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ИванДата: Воскресенье, 31.01.2010, 15:14:15 | Сообщение # 19
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Но чтобы это сделать, то нужно значительно покопаться в истории и найти те признаки, которые существовали до Конфуция. А историю ты не хочешь смешивать с философией.

Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ИванДата: Воскресенье, 31.01.2010, 23:34:15 | Сообщение # 20
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
wink Вот, опять те же грабли, вид сбоку. Некто мне говорил, что в вопросе гуманности Конфуций полемизировал с Лао Цзы. Не желаешь вернуться к этому вопросу?)

Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ИванДата: Среда, 03.02.2010, 11:25:55 | Сообщение # 21
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
C тем фактом, что это было я не буду спорить. Но тереь мыможем рассотреть позицию Конфуция, и сравнить её с Лао Цзы.

Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ИванДата: Вторник, 09.02.2010, 22:34:45 | Сообщение # 22
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Дим, извини, у меня экзамен был важный, не мог никак до форума добраться. Продолжим?)

Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ИванДата: Пятница, 12.02.2010, 15:49:32 | Сообщение # 23
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Хорошо. Тогда напомню некоторые моменты из учения ЛАо Цзы:

-«Небо и земля не обладают гуманностью и они относятся ко всем существам как к траве и животным».

-«Когда устранили великое Дао, появилась "гуманность" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, тогда появляется "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь". Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются "верные слуги" »

-«"Почтительность" - это признак отсутствия доверия и преданности».


Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ИванДата: Понедельник, 15.02.2010, 19:02:36 | Сообщение # 24
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
И почему ты меня всегда воспринимаешь в штыки? Я просто хотел бы, противопоставить цитату цитате, Лао Цзы против Конфуция... Конкретные места конкретных книг. Кстати, по этой теме, я недавно лазил в интернете и вот тут нашёл такую притчу Лао Цзы (я так понимаю, это притчи даосистов):

Лао-цзы жил в пещере, в горах. О его странностях ходили легенды. Конфуций отправился повидаться с Лао-цзы. Ученики остались ждать его у входа в пещеру. Когда он вышел, то весь трясся. Они спросили его:

— Что случилось?

— Я знаю, что птица летает, зверь бегает, рыба плавает. Бегающего можно поймать в капкан, плавающего — в сети, летающего — сбить стрелой. Что же касается дракона, то я еще не знаю, как его поймать! Он не человек, он — дракон!

Даже ученики Лао-цзы были потрясены, потому что Конфуций был намного старше, его уважал народ, его уважали при дворе. И то, как повёл себя с ним Лао-цзы, было просто оскорбительным. Но не для Лао-цзы! Он был простым человеком, не высокомерным, не смиренным, просто чистым человеком. И если это больно ранило — его чистота, его обыкновенность — если это так сильно задело Конфуция, то что он мог поделать?

Лао-цзы был чистым зеркалом, в котором отражалось все несовершенное.

Ученики спросили Лао-цзы:

— Что вы сделали?

— Я ничего не делал, я просто отражал! — ответил он.

Когда Конфуций посмотрел в глаза Лао-цзы, то понял, что этого человека невозможно обмануть. Конфуций попытался завести разговор о «высоком человеке», но Лао-цзы рассмеялся и сказал:

— Я никогда не видел что-либо «высшее» или «низшее». Человек есть человек, точно так же, как дерево есть дерево. Все участвуют в одном и том же Существовании. Нет никого, кто был бы выше или ниже. Это бессмыслица.

Тогда Конфуций спросил, что происходит с человеком после смерти.

— Вы живёте, но разве можете вы сказать, что такое жизнь? — спросил в ответ Лао-цзы.

Конфуций смутился, а Лао-цзы продолжил:

— Вы не знаете этой жизни, в которой вы сейчас находитесь. И вместо того, чтобы познавать её, вы беспокоитесь о той, запредельной.

Причём одна из цитат, там где Конфуций сравнивает Лао Цзы с драконом, нам уже встречалась...


Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ИванДата: Понедельник, 01.03.2010, 17:55:33 | Сообщение # 25
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Это оказаось не так просто, как я думал. Но вот, хоть немного:

Лао-Цзы
Все говорят о том, что моё Дао велико и не уменьшается. Если бы оно уменьшилось, то после долгого времени оно стало бы маленьким. Не уменьшается потому, что оно является великим. Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое - это человеколюбие, второе - бережливость, а третье состоит в том, что я не смею быть впереди других. Я - человеколюбив, поэтому могу стать храбрым. Я - бережлив, поэтому могу быть щедрым. Я не смею быть впереди других, поэтому могу стать умным вождём. Кто храбр без гуманности, щедр без бережливости, находясь впереди, отталкивает тех, кто находится позади, - тот погибает. Кто ведёт войну из-за человеколюбия, тот побеждает, и возведённая им оборона - неприступна. Естественность его спасает, человеколюбие его охраняет.

Конфуций
Учитель сказал: "Если человек не обладает человеколюбием, то как он может соблюдать ритуал? Если человек не обладает человеколюбием, то о какой музыке может идти речь?"

Конфуций
Учитель сказал: "Там, где царит человеколюбие, прекрасно. Поэтому когда [кто-либо] поселяется там, где нет человеколюбия, разве он мудр?"

_____________________________________________________________________________

Лао-Цзы
-« Когда устранили великое Дао, появилась "гуманность" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, тогда появляется "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь". Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются "верные слуги" »

Конфуций
Дин-гун41 спросил: "Каким образом государь использует чиновников, а чиновники служат государю?" Учитель ответил: "Государь использует чиновников, следуя ритуалу, а чиновники служат государю, основываясь на преданности".

_____________________________________________________________________________

Лао-Цзы
"Почтительность" - это признак отсутствия доверия и преданности».

Конфуций
Учитель сказал: "Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью".

_____________________________________________________________________________

Конфуций
Ай-гун28 спросил: "Какие нужно принять меры для того, чтобы народ подчинялся?" Кун-цзы ответил:
"Если выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых, народ будет подчиняться. Если же выдвигать несправедливых и устранять справедливых, народ не будет подчиняться".

Лао-Цзы
Если не уважать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не ценить драгоценных предметов, то не будет воров среди народа. Если не видеть желаемого предмета, то не будут волноваться сердца народа. Поэтому управление мудрого человека делает их сердца пустыми, а желудки - полными. Оно ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знание не смели бы действовать. Осуществление недеяния [мудрецом] всегда приносит спокойствие.


Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ИванДата: Суббота, 15.05.2010, 18:39:16 | Сообщение # 26
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Ну вот, кажется у меня кое-что наладилось. Теперь опять могу быть на сайте.
Кстати, я времени даром не терял и перечитал пару раз учение Конфуция. И уже даже был готов составить конечный о нём доклад (или статью), но тут мне на глаза попался китайский новый фильм про Конфуция. Я его посмотрел, и знаешь я наконец проникся духом этой эпохи, что помогло мне более понять идеи конфуцианства (я имею ввиду философскую часть). Я предлагаю тебе разместить свой отчёт, я так понимаю ты его давно написал уже, а я подтянусь немного позже.
Я специально купил книгу «Конфуций. Афоризмы мудрости» и сейчас помимо нашего учения и других цитат решил таки более досконально изучить его биографию. И к следующей недели я статью напишу.
Кстати, ты как хочешь, но я решил непременно изучать исторический аспект учений, это помогает понять суть. Тебя я не заставляю конечно, насильно мил не будешь, но подумай над этим.


Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ИванДата: Воскресенье, 16.05.2010, 12:04:24 | Сообщение # 27
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Знаешь, для меня эта книга принесла очень много, наряду с фильмом. Я недавно прочитал ещё и Фрейда «Будущее одной иллюзии», приведу цитату:

«Тезисы предлагаются нам как сокращённый результат более или менее длительного мыслительного процесса, опирающиеся на наблюдения, а также на умозаключение; тому, кто намерен самостоятельно »проделать весь процесс заново, вместо того, чтобы принимать его готовый итог, указывается необходимый образ действия» - вот по мне Конфуций именно таков. Проблема же, для меня, была в том, что я не понимал (может и сейчас так, но в меньшей степени) полноту его учения. И учитывая особенности моего склада ума, то яркие образы из фильма, и некоторые истории из книги мне помогли проникнуться учением. Вот зачем мне нужна история. Чтобы понять и проникнуться.

А в книги кроме "Лунь Юй" и других его изречений находится его достаточно детальная биография, и несколько история из жизни, да ещё примечания. Вот приведу пример:

«Будучи ещё на родине, Конфуций раз гуляя со своими учениками в окрестностях города, увидел птицелова, прилежно занятого своим делом. Подойдя к нему и заглянув в клетки, Конфуций заметил, что в них находятся только молодые птицы.

- Где же старые? – спросил он у птицелова.

- Старые хитры и недоверчивы, - отвечал ему тот. – Прежде чем приблизиться к приманке, они сначала всё исследуют, и если откроют что-либо опасное, не только не идут сами, но даже и уводят с собой молодых. В сети большей частью попадаются молодые, отделившиеся от старых, и только случайно, последовав примеру молодых.

- Слышали? – сказал Философ. – Слова птицелова нам нравоучение. Я ограничусь немногими пояснениями: молодые птички увертываются от силков, когда они летают со старыми, но старые попадаются, когда летают за молодыми. Не то же бывает с людьми? Высокомерие, задорность, неопытность и неосмотрительность – вот главные истоки молодых ошибок. Надутые своими ничтожными достоинствами, нахватавшись верхушек знаний, молодые считают себя всезнающими; они считают себя героями мудрости и добродетели, лишь только им удастся совершить самое обыкновенное дело. Им неведомы сомнения, нерешительность, ими руководит не совет опытных и мудрых людей, а слепое и безумное увлечение; они идут ложным путём, заблуждаются и попадают в первую расставленную ловушку!.. А также разве между людьми старыми или зрелыми не встречаются лица, увлекшиеся малейшим проблеском дарований у молодых и вполне вверяются им, думающие и говорящие, как они, и вместе с ними заблуждающиеся? Не забывайте же никогда, что вы слышали!»

И вот в этой книге, прим вписанные в биографию присутствуют такие интересные, на мой взгляд, истории. А для полноты образа я ещё нашёл себе интересного человека, Хельмана. Он писал гравюры в XIX, и очень много про Конфуция. Вот я и соединил несколько образов в один, получив то, что сейчас имею.



Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
Форум » Обучение философии » Восточная философия » Китай. Конфуций, конфуцианство
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: