Библиотека
Главная » Файлы » Религиоведение » Буддизм |
В категории материалов: 4 Показано материалов: 1-4 |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам
Существует два основных толка дзэн-буддизма, Риндзай и Сото, которые отличаются своим подходом к обучению и практике дзэн. В седьмой главе настоящей книги Кристмас Хамфриз исследует истоки каждого из них, объясняя их общее начало и общую конечную цель. В период написания этой книги большей популярностью пользовался толк Риндзай, раньше пришедший на Запад, и к тому же быстро пленивший умы обывателей изобилием своих дзэнских историй, парадоксов и коанов. Но теперь большую известность на Западе приобрели различные виды толка Сото. Это произошло благодаря не только печатному слову и переводам, но и учебным центрам, местным медитативным группам и публичным чтениям. Наряду с восточными наставниками появились свои англоязычные наставники, прошедшие обучение как в буддийских странах, так и на самом Западе. Поэтому читателю настоящей книги не следует поддаваться обманчивому впечатлению, что существует лишь одно учение толка Риндзай. Все это вовсе не умаляет достоинств самой книги, цель которой — представить все толки дзэн в единой системе буддизма. Основы обучения дзэн одни и те же во всех толках, различны лишь особые приемы и практики, которые привлекаются собственно для самого постижения дзэн, а также вспомогательные методы, определяемые нуждами каждого ученика. |
Генрих Дюмулен — профессор философии и истории религии Токийского университета, автор многочисленных монографий и статей, более тридцати лет изучавший в Японии восточную культуру, религии, в том числе дзэн-буддизм. В книге исследуется история возникновения дзэн-буддизма, традиций медитации, затрагиваются аспекты раннего буддизма. Автор прослеживает развитие, совершенствование и особенности китайского, японского, американского, европейского дзэн-буддизма. Вы познакомитесь с основами концепций «Четырех Благородных Истин» и «Восьмеричного Пути», сутью и различиями семейных традиций «Пяти Домов» и другими медитативными практиками и направлениями дзэн-буддизма. Узнаете о религиозных и философских учениях Сэн-чжао. Дао-шэня. Бодхидхармы. Дао-синя и других буддийских и дзэнских наставников и патриархов. |
Не без колебаний решился я последовать предложению г-на издателя написать для издаваемой им серии «Из мира природы и духа» томик о «Жизни и учении Будды». Ведь в сочинениях о буддизме, предназначенных для широкой публики, недостатка не имеется. Но все они, даже написанная высоким стилем книга Ольденберга, страдают, по моему мнению, тем, что недостаточно резко выделяют характер буддизма как религии и придают слишком малое значение говорящему из него индийскому духу. Чем более мы подвигаемся в исследовании Центральной Азии, тем более выясняется, что для значительной части Востока буддизм был в не меньшей степени проводником культуры, чем христианство для Запада. Но если ценность буддизма как религии в наших глазах все возрастает, то его значение как философии все более и более падает. Вместе с Гарбе и Якоби я пришел к убеждению, что Будда как философ находится в полной зависимости от его предшественников на почве Индии, от Капилы и Патаньджали. В этом смысле я и сделал попытку, в противоположность Ольденбергу, расчленить учение Будды, выделить внесенное им оригинальное от заимствованного. При этом пришлось прибегнуть к большему числу технических выражений, чем это было бы желательно в интересах читателя. Но избежать этого оказалось невозможными. Технический, формальный язык буддийских писаний еще более сложен для понимания, так как мы располагаем пока совершенно ничтожной частью литературы с комментариями к ним. Между исследователями еще не достигнуто соглашение в передаче многих важных понятий. Кроме того, с тех пор как в Китайском Туркестане найдены фрагменты считавшегося утраченным санскритского канона, предание северных буддистов стало выступать в новом освещении. Теперь его уже нельзя игнорировать при изложении учения Будды. Размеры предлагаемой книжки определились характером серии. Поэтому я вынужден был приложить старания к возможному сокращению IV и, особенно, V главы, вообще к большей сжатости изложения и должен был многое пропустить и даже исключить из написанного. Существенное, однако, мне думается, осталось. Невозможно было избежать, чтобы в число избранных мною примеров не вошли многие, имеющиеся уже у моих предшественников. Но все переводы текстов я проверил по оригиналам на языках пали, санскрите и диалекте гатха, и многие из них исправил и передал иначе. Поэтому и для специалистов эта книжка, несмотря на ее скромные размеры, может представить кое-что новое. Р. Пишель |
Имеет ли место историческая основа рассказов о жизни Будды? Автор этой книги предлагает доказательства существования Просветленного, основанные на связанных с его жизнью фактах, датах и археологических находках. В книге дан обзор источников, проведены интересные аналогии, раскрываются значения терминов и понятий буддизма. |