Китай. Лао Цзы и его учение. - Страница 2 - Форум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 6
  • 7
  • »
Форум » Обучение философии » Восточная философия » Китай. Лао Цзы и его учение.
Китай. Лао Цзы и его учение.
ДмитрийДата: Понедельник, 16.11.2009, 19:59:31 | Сообщение # 16
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
наверное я пересмотрю свои взгляды на роль противоположностей в учении лао-цзы, только завтра уже
 
ИванДата: Понедельник, 16.11.2009, 19:59:40 | Сообщение # 17
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Или вот:
Неполное - становится полным; кривое - становится прямым; пустое
- становится наполненным; ветхое - сменяется новым; то, что мало - становится многим. Многое вызывает заблуждение. Поэтому мудрый человек сохраняет единство и становится примером для всех.

Ну завтра, не завтра, спешить менять свои взгляды не стоит, но посмотрите хотя бы.


Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ДмитрийДата: Понедельник, 16.11.2009, 20:05:28 | Сообщение # 18
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
Вы меня полностью опровергли! Буду перечитывать заново)

Добавлено (16.11.2009, 20:02:26)
---------------------------------------------
Я уже вижу, что противоположности здесь - это явно не случайность

Добавлено (16.11.2009, 20:05:28)
---------------------------------------------
Хотя странно, все эти цитаты я выделял у себя в качестве значимых. Наверное посчитал, что противоположности - это просто иллюстрация дао....а сейчас вижу что нечто более важное

 
ИванДата: Понедельник, 16.11.2009, 20:08:33 | Сообщение # 19
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Ну что ж, текст "Дао Де Цзин" очень интересен, перечитать его никому не помешает. Завтра обсудим))

Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ДмитрийДата: Понедельник, 16.11.2009, 20:09:47 | Сообщение # 20
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
уже вижу что противоположности повсюду! Как можно было не обратить на них внимание?)
 
ИванДата: Понедельник, 16.11.2009, 20:10:58 | Сообщение # 21
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Человек учится постоянно. Да и на всё невозможно обратить внимание. Для этого мы и учимся вместе))

Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ДмитрийДата: Вторник, 17.11.2009, 12:29:29 | Сообщение # 22
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
подключусь к дискуссии наверное к 16.00. или чуть позже.
Сейчас пытаюсь определить связь дао и противоположностей. Пока склоняюсь к мнению, что дао проявляет себя через противоположности, но вопрос пока неясен.
Думаю можно обсудить сегодня наиболее адекватные трактовки о том, что есть дао, основываясь на различных цитатах.
 
ИванДата: Вторник, 17.11.2009, 16:47:16 | Сообщение # 23
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Начнём?

Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ДмитрийДата: Вторник, 17.11.2009, 17:11:44 | Сообщение # 24
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
давай. Дам изначально наиболее очевидную характеристику дао: это некая сущность (пока нам не вполне известная), которая является основой существования всех вещей.
 
ИванДата: Вторник, 17.11.2009, 17:34:19 | Сообщение # 25
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Давай. Только, сам же просил, опираемся на цитаты. Начать стоит с этого, причём именно в этом порядке:

Дао вечно и не имеет имени. Хотя оно существо маленькое, но в мире никто его не может себе подчинить.

Великое Дао растекается повсюду. Оно может быть направо и налево. Благодаря ему рождаются все существа, и они не останавливаются [в своём росте].

Дао - глубокая [основа] всех вещей.

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три - все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.

Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Эти три [качества Дао] необъяснимы.

В результате мы имеем - Дао везде и всюду, оно вечно и не имеет имени, оно является причиной жизни (по идее всего сущего), но оно неосязаемо. Хотя мне странно, что он называет его существом.


Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ДмитрийДата: Вторник, 17.11.2009, 17:51:23 | Сообщение # 26
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
Лао-цзы постоянно обращает внимание на неопределенность дао, с этого начинает трактат:
"Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао"

Но мы должны все-таки определить дао, и преодолеть данную неопределенность.

С этим связано и то, что Лао-цзы постоянно использует образы, чтобы описать дао. Например, достаточно яркий образ:

«Великое Дао растекается повсюду …. Благодаря ему рождаются все существа … С любовью воспитывая все существа, оно не становится их господином. Оно никогда не имеет своего желания, поэтому его можно назвать маленьким скромным. Все существа возвращаются к нему, и оно не рассматривает себя как господина. Его можно назвать великим. Оно становится великим, благодаря тому, что никогда не считает себя таковым»

PS. Насчет цитат, здесь уточню, что необязательно для каждого своего слова приводить цитату (это уж слишком строго), но всегда основывать свой взгляд на цитатах. То есть держать в уме)

 
ИванДата: Вторник, 17.11.2009, 17:58:04 | Сообщение # 27
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Определять Дао ещё рано. Мы ещё не ознакомились с некоторыми функциями его:

Не выходя со двора, мудрец познаёт мир. Не выглядывая из окна, он видит естественное Дао. Чем дальше он идёт, тем меньше познаёт. Поэтому мудрый человек не ходит, но познаёт. Не видя [вещей] [он] называет их. Он не действуя творит. - я так понимаю, что это как возможность познания всего мира, изучая одну песчинку. Что на всех уровнях Дао одно и тоже.

Противоположность есть действие Дао, слабость есть свойство Дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии. - а вот это как-раз и наша связь с противоположностями и Дао


Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ДмитрийДата: Вторник, 17.11.2009, 18:06:42 | Сообщение # 28
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
"Не выходя со двора, мудрец познаёт мир. Не выглядывая из окна, он видит естественное Дао. Чем дальше он идёт, тем меньше познаёт. Поэтому мудрый человек не ходит, но познаёт. Не видя [вещей] [он] называет их. Он не действуя творит."

Это наверное про то, что философ использует свое мышление при постижении сущности вещей (в том числе и дао), и ему не столь необходимо "выглядывать из окна" и полагаться на свое чувственное познание.

Вторую цитату мы приводили вначале нашего обсуждения, но пока это суждение для меня не объясняет зависимость дао и противоположностей.

Предлагаю следующую стратегию исследования того, что есть дао:
рассмотреть, что означает действовать в соответствии с дао или следовать дао, то есть как ведет себя человек следующий дао

 
ИванДата: Вторник, 17.11.2009, 18:19:35 | Сообщение # 29
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Можно, но чуть позже. Ты совершенно забыл по Дэ:

Дао рождает [вещи], Дэ вскармливает [их].

Кто содержит в себе совершенное Дэ, тот похож на новорожденного. Ядовитые насекомые и змеи его не кусают, свирепые звери на него не нападают, хищные птицы его не схватывают. Кости у него мягкие, мышцы - слабые, но он держит [Дао] крепко.

Мудрый человек не имеет собственного сердца. Его сердце состоит из сердец народа. Добрым я делаю добро и недобрым также желаю добра. Это и есть добродетель, порождаемая Дэ. Искренним я верю, и неискренним также верю. Это и есть искренность, вытекающая из Дэ. Мудрый человек живёт в мире спокойно и в своём сердце собирает мнения народа. Он смотрит на народ, как на своих детей.

А меж тем Дэ неотрывно от Дао.


Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ДмитрийДата: Вторник, 17.11.2009, 18:32:54 | Сообщение # 30
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
Могу объяснить почему я предлагаю перейти к следованию дао. Потому что становится ясно что есть дао при анализе того, что значит следовать дао.
Соотношение дао и дэ. Здесь я не увидел необходимости говорить о дэ, поскольку дэ - это в сущности проявление дао. Зачем вводить новую сущность, если вполне понятно, что дао должно себя как-то проявлять?
То есть дэ - это лишь усложнение и без того неясной ситуации с дао.

Добавлено (17.11.2009, 18:32:54)
---------------------------------------------
Но это хорошо, что ты указал на дэ)

 
Форум » Обучение философии » Восточная философия » Китай. Лао Цзы и его учение.
  • Страница 2 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 6
  • 7
  • »
Поиск: