Китай. Лао Цзы и его учение. - Страница 4 - Форум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Китай. Лао Цзы и его учение.
ИванДата: Среда, 18.11.2009, 19:52:09 | Сообщение # 46
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Что то мне кажется, ты слишком приобщился к Будде, и делаеш схожие сравнения.))

Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ДмитрийДата: Среда, 18.11.2009, 20:23:35 | Сообщение # 47
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
да действительно

Будда: освобождение от чрезмерности в желаниях (в моей интерпретации)

Лао-цзы: отказ от противоестественного желания. Но есть же подтверждение! "...Исходя из Дао, всё это называется лишним желанием и бесполезным поведением"

 
ИванДата: Среда, 18.11.2009, 20:31:15 | Сообщение # 48
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Но в отличии от учения Будды я нашёл указания того, что Дао Цзы считает нежелательным. Вот что я нашёл:

Когда устранили великое Дао, появилась "гуманность" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, тогда появляется "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь". Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются "верные слуги"

Небо и земля не обладают гуманностью и они относятся ко всем существам как к траве и животным. Мудрый человек не обладает гуманностью и не нарушает естественную жизнь народа.

Человек с высшим Дэ не осуществляет добрые дела, поэтому он является добродетельным; человек с низшим Дэ не оставляет добрых дел, поэтому он не является добродетельным; человек с высшим Дэ бездеятелен и действует посредством недеяния; человек с низшим Дэ деятелен и действует с напряжением; человек "высшей гуманности" действует, и его деятельность осуществляется посредством недеяния; человек "высшей справедливости" деятелен и действует с напряжением; человек "высшей почтительности" действует, и ему никто не отвечает.

Получается, что Лао Дзы отказывается от гуманности и человеколюбия. От добра в целом, и не признаёт добро необходимым. Сплошной рационализм))


Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ДмитрийДата: Среда, 18.11.2009, 20:39:58 | Сообщение # 49
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
Прокомментирую первые две цитаты:

"Когда устранили великое Дао, появилась "гуманность" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, тогда появляется "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь". Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются "верные слуги" "Небо и земля не обладают гуманностью и они относятся ко всем существам как к траве и животным. Мудрый человек не обладает гуманностью и не нарушает естественную жизнь народа"

Это скрытая полемика с Конфуцием. То есть заметь, что гуманность и справедливость, а также сыновняя почтительность и отцовская любовь выделены в кавычки. Это понятия, которые использовал Конфуций, а Лао-цзы не принимал учения Конфуция.

Добавлено (18.11.2009, 20:39:58)
---------------------------------------------
Вторая цитата:

"Человек с высшим Дэ не осуществляет добрые дела, поэтому он является добродетельным; человек с низшим Дэ не оставляет добрых дел, поэтому он не является добродетельным; человек с высшим Дэ бездеятелен и действует посредством недеяния; человек с низшим Дэ деятелен и действует с напряжением; человек "высшей гуманности" действует, и его деятельность осуществляется посредством недеяния; человек "высшей справедливости" деятелен и действует с напряжением; человек "высшей почтительности" действует, и ему никто не отвечает."

Тоже полемика с Конфуцием. Заметь к каждому понятию Конфуция Лао-цзы добавляет "высший", т. е. Лао-цзы не отрицает добро. Лао-цзы отрицает слишком сильную активность в духе Конфуция, призывая к "недеянию" Конфуций по Лао-цзы нарушает естественность

 
ИванДата: Среда, 18.11.2009, 20:41:15 | Сообщение # 50
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Я понмю))) Мы к этому потом ещё придём. Пока Конфуция не трогаем) Кстати, по поводу противоположностей вот ещё что я надыбал:

Вот те, которые с древних времён находятся в единстве. Благодаря единству, небо стало чистым, земля - незыблемой, дух - чутким, долина - цветущей и начали рождаться все существа.

А что касательно правильных чувств, ты согласен?

Чёрт, сначала не прочитал твоё второе сообщение))) Тогда, чтобы разобраться нам придётся паралельно начать читать Конфуция, и сразу смотреть их полемику...


Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ДмитрийДата: Среда, 18.11.2009, 20:49:58 | Сообщение # 51
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
Каких чувств?

Добавлено (18.11.2009, 20:49:58)
---------------------------------------------
нет лучше все будет отдельно.....ну пускай Лао-цзы здесь критикует Конфуция, в остальных же местах он о нем не говорит. Если будем разбирать Конфуция будет путаница. Все эти вопросы лучше обсуждать, когда будем изучать Конфуция

 
ИванДата: Среда, 18.11.2009, 20:51:10 | Сообщение # 52
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
И тем не менее, Конфуций или нет, но такие понятия как гуманность чужды для понимания Лао Цзы.

Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ДмитрийДата: Среда, 18.11.2009, 20:54:21 | Сообщение # 53
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
Думаю ни один древний мудрец не решился бы отрицать значимость добра. Лао-цзы против слишком деятельного добра, то есть радикального изменения, но он не против добра, если оно совершается в соответствии с Дао
 
ИванДата: Среда, 18.11.2009, 20:57:53 | Сообщение # 54
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Подтверждай цитатами)) Я этого в тексте не видел, а наши надумки нам же и будут мешать))

Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ДмитрийДата: Среда, 18.11.2009, 21:05:48 | Сообщение # 55
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
Приведенное мной суждение - это комментарий к твоим цитатам, то есть как я понимаю...........ты склоняешься к буквальному толкованию. Я же во-первых показал, что это критика Конфуция и сказал в связи с чем происходит эта критика. Нельзя принимать данные суждения в прямом смысле, поскольку гуманность Конфуция подвергается критике, а не вообще гуманность. Так мы вообще можем дойти до того, чтобы назвать Лао-цзы антигуманным!

Сообщение отредактировал Дмитрий - Среда, 18.11.2009, 21:06:35
 
ИванДата: Среда, 18.11.2009, 21:19:01 | Сообщение # 56
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Я же тебе говорю, мы либо должны сейчас ввести Конфуция в нашу дискусию, либо все упоминания о нём сейчас неуместны. Выбирай. Третьего не дано. Нельзя ссылаться на то, чего мы по идее ещё не знаем (я Конфуция хоть и читал, но сейча не готов ответить на эти вопросы).

Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ДмитрийДата: Среда, 18.11.2009, 21:22:32 | Сообщение # 57
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
тогда мы не будем использовать приведенные тобой цитаты при формировании представления о Лао-цзы, поскольку мы не можем их адекватно интерпретировать, не зная Конфуция.
 
ИванДата: Среда, 18.11.2009, 21:22:34 | Сообщение # 58
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Вот допустим здесь:
Дао - глубокая [основа] всех вещей. Оно - сокровище добрых и защита недобрых людей. Красивые слова можно произносить публично, доброе поведение можно распространять на людей. Но зачем же покидают недобрых людей? В таком случае для чего же выдвигают государя и назначают ему трёх советников? Государь и советники хотя и имеют драгоценные камни и могут ездить на колесницах, но лучше будет им спокойно следовать Дао. Почему в древности ценили Дао? В то время люди не стремились к приобретению богатств и преступления прощались. Поэтому [Дао] в поднебесной ценилось дорого.

Лао Цзы не делает разницы между добром и злом.


Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
ДмитрийДата: Среда, 18.11.2009, 21:29:29 | Сообщение # 59
Группа: Изучающие философию
Сообщений: 129
Репутация: -1
Статус: Нет на сайте
Где ты в этой цитате увидел, что Лао-цзы не делает разницы между добром и злом?

Добавлено (18.11.2009, 21:29:29)
---------------------------------------------
а хочешь я прокомментирую эту цитату?

 
ИванДата: Среда, 18.11.2009, 21:30:58 | Сообщение # 60
Группа: Администраторы
Сообщений: 175
Репутация: 4
Статус: Нет на сайте
Хочу.

Но как бы там ни было, видать приёдтся - http://granisa.clan.su/forum/31-24-1


Если я не буду каждый день пытаться изменять общество - боюсь однажды оно изменит меня.
 
Поиск: