Библиотека
Главная » Файлы » Религиозно-философские учения. Теология. » Догматическое богословие |
В категории материалов: 11 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам
Содержание: Вера Церкви в реальность Евхаристии. Непостижимость природы Евхаристии. Вопрос "момента” преложения св. Даров. Первосвященник и Жертва. Евхаристическое богословие. Как часто причащаться? Заупокойные Литургии. Оздоровление Евхаристической жизни. Примечания. |
Содержание: Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления. Введение. 1. Учение о естестве 2. Гефсиманская молитва. 3. О благодати. 4. Голгофа. 5. О свойствах Божиих. 6. Сущность Искупительного подвига Иисуса Христа. 7. О греховных наклонностях. 8. Первородный грех. Библиографические примечания.
Архиепископ Феофан ((Быстров, 1873-1940) Родился 1 января в с. Подмошье Санкт-Петербургской губернии в семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1896). С 1897 г. преподавал в ней библейскую историю. В 1898 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. Архимандрит (1901). Магистр богословия, защитил диссертацию на тему "Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы” (1905). Инспектор Санкт-Петербургской духовной академии (1905). Ректор Санкт-Петербургской духовной академии (1909). Епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1909). Епископ Таврический и Симферопольский (1910), Астраханский (1912), Полтавский и Переяславский (1913). Архиепископ (1918). В эмиграции с 1920 г. Пребывал в Константинополе, затем в Сербии (1921). Принимал участие в работе церковного Собора в Сремских Карловцах (Сербия) (1921). С 1925 по 1931 гг. жил в Болгарии, затем переехал во Францию. Скончался 6 (19) февраля в г. Лиммерэ (Франция) (по другим сведениям на Афоне). |
Вопрос о символических текстах в Православной Церкви, об их месте и значении в православном богословии и в православном сознании не является новым для Православной Церкви. Правда, обычно вопрос ставился о так называемых "символических книгах” [2]: существуют ли такого рода "книги” в Православной Церкви и признает ли она за ними какое-то особое значение, между тем как составители вышеуказанного раздела избегают, сознательно очевидно, этого выражения, как спорного и не всеми признаваемого, и пользуются вместо него выражением "символические тексты.” Избрание этого термина "символические тексты” произошло, как можно предполагать, не без влияния трудов профессора Догматического и Нравственного богословия Богословского факультета Афинского университета Иоанна Кармириса, много поработавшего в области исследования догматических памятников Православной Церкви, Греческой по преимуществу, — как древнего, так и в особенности новейшего ее периода (после падения Византии). Особенно привлекали внимание проф. Кармириса полемические православные тексты XVI-XVIII вв., направленные против западных вероисповеданий, римо-католицизма и протестантства, равно как и вопрос о влиянии этих инославных исповеданий на православное богословие [3]. Плодом этих многолетних научных изысканий было издание проф. Кармирисом объемистого двухтомного труда (свыше тысячи страниц в целом) на греческом языке под названием "Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви” [4]. Как видим, проф. Кармирис избегает здесь выражения "символические книги,” заменяя его словами "догматические и символические памятники,” тем самым избегая соединенных с термином "символические книги” специфических богословских ассоциаций и вместе с тем расширяя предмет своего исследования: помимо полемических исповеданий XVI-XVIII вв., к которым обычно применяется термин "символические книги,” проф. Кармирис включает в свой труд ряд других памятников Православной Церкви, так или иначе выражающих ее веру и учение, — символы веры Древней Церкви, догматические постановления Вселенских Соборов, равно как и поместных, утвержденных Вселенскими, исихастские Соборы XIV века, послания патриархов и т.д. Мы сочли необходимым остановиться на трудах проф. Кармириса в начале нашего доклада. |
Прежде чем приступить к изучению курса догматического богословия, полезно задаться вопросом: что такое богословие? Каким образом Священное Писание и отцы Церкви понимают сущность и назначение богословия? Слова "богослов", "богословие", "богословствовать" — встречаются ли они в тексте Священного Писания? Нет. Замечательный факт: с одной стороны мы говорим о том, что источником нашего вероучения является Священное Писание, и в то же время сами эти термины — - "богослов", "богословие", "богословствовать" - не встречаются ни в Ветхом Завете, ни в Завете Новом.
Сам термин "богословие" - это античный греческий термин, греки называли богословами тех, кто учил о богах. В христианстве возможно двоякое осмысление термина "богословие". Во-первых, богословие можно понимать как слово Бога о Самом Себе, а также и о сотворенном Им мире. В таком случае богословие оказывается по содержанию тождественным Божественному Откровению. Второе, более распространенное, значение этого слова — учение Церкви или какого-то отдельного богослова о Боге. По существу такое учение является не чем иным, как свидетельством об осмыслении тем или иным автором Божественного Откровения. |
Прежде чем приступить к изучению курса догматического богословия, полезно задаться вопросом: что такое богословие? Каким образом Священное Писание и отцы Церкви понимают сущность и назначение богословия? Слова "богослов", "богословие", "богословствовать" — встречаются ли они в тексте Священного Писания? Нет. Замечательный факт: с одной стороны мы говорим о том, что источником нашего вероучения является Священное Писание, и в то же время сами эти термины — - "богослов", "богословие", "богословствовать" - не встречаются ни в Ветхом Завете, ни в Завете Новом.
Сам термин "богословие" - это античный греческий термин, греки называли богословами тех, кто учил о богах. В христианстве возможно двоякое осмысление термина "богословие". Во-первых, богословие можно понимать как слово Бога о Самом Себе, а также и о сотворенном Им мире. В таком случае богословие оказывается по содержанию тождественным Божественному Откровению. Второе, более распространенное, значение этого слова — учение Церкви или какого-то отдельного богослова о Боге. По существу такое учение является не чем иным, как свидетельством об осмыслении тем или иным автором Божественного Откровения. |
Содержание: Бессмертие Души. Введение Душа как 'тварь.' Человек смертен. "Я — воскресение и жизнь.” Последний Адам. "И жизнь вечная.” Символика Крещения. Символика Причащения. Заключение. Сноски. Долина Смертной Тени. Евангелие Воскресения. Воскресение Мертвых. Воскресение Христово — опора Христианской надежды. Смерть — трагедия. Единство человеческой природы. Два понимания вечности. Заключение. О воскресении мертвых. Слово в день Светлого Христова Воскресения. Светозарная ночь. Смерть и жизнь. |
Содержание: Христос и Его Церковь. Тезисы и критические замечания. I. Отсутствие систематического учения о Церкви в древности. II. Скудость учения о Церкви в современном богословии. III. Два подхода. IV. Одно Писание недостаточно. V. Богочеловеческая природа Церкви. VI. Заключение. Два Завета. Дом отчий. Евхаристия и соборность. Соборность Церкви. Богочеловеческое единство и Церковь. Внутреннее свойство соборности. Преображение личности. Священное и историческое. Недостаточность Викентиева канона. Свобода и авторитет. Церковь: Ее природа и задача. Соборный дух. Новая реальность. Новая тварь. Исторические антиномии. Христианство и цивилизация. Вера и культура. Христианин в Церкви. Социальная проблема в Православной Церкви. |
Содержание: Cur Deus Homo? О Причине Воплощения. Воплощение для искупления. Мнения Западных Богословов. Мнение святого Максима Исповедника. Заключение. Примечания. О Смерти Крестной. Цель воплощения Бога-Слова. Крестная смерть — упразднение трагедии греха. Тайна креста. Воскресение Христово — обновление мира. Сила Крещения. Примечания. |
Содержание: Идея творения в христианской философии. Тварь и Тварность. Тварность мира. Мир мог и не существовать. Тварь не явление, но сущность, призванная к бессмертию. Совершенная свобода Творца. Побуждение к творению — благость Божия. Различие между сущностью и волей. Стремясь к Богу, тварь совершенствуется. Сноски. О последних событиях. Пренебрежение эсхатологией западным богословием. Тайна конца связана с тайной творения. Непостижимость Второго Пришествия. |
Содержание: Откровение и Истолкование. Весть и свидетельство. История и Догмат. Утрата библейского мышления. Современный человек и Священное Писание. Проповедуйте Символ веры! Предание живо. Что означал Халкидон. Трагедия, освещенная новым светом. Новое несторианство. Новое монофизитство. Современный кризис. Актуальность святых отцов. Откровение и опыт. Промысел Святого Духа в Богооткровении. |
1-10 11-11