Библиотека

Главная » Файлы » Религиозно-философские учения. Теология. » Сектоведение

В категории материалов: 6
Показано материалов: 1-6

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам

Сложное, трудное время, переживаемое нашей страной затрагивает все сферы жизни общества: экономику и политику, науку и культуру, идеологию и мораль. Серьезные изменения претерпевает сфера государственно-церковных отношений, в целом жизнь религиозных организаций и верующих людей. Долгие годы, находившиеся на периферии общественного признания, в полной мере испытавшие десятилетия репрессий и гонений за свои убеждения, перемежавшиеся годами либерального полупризнания, они, как и их «гонители», сегодня оказались в принципиально новой для себя ситуации, осмысление которой сопряжено с серьезными теоретическими изысканиями и практическими решениями. Исконная связь религиозного комплекса со многими сторонами жизнедеятельности общества в целом и каждой личности в отдельности создают трудности системного «включения» их в новые исторические реалии. Сейчас, когда наша страна вступила в период к рыночным отношениям в экономике, влекущего за собой коренное преобразование всей совокупности общественных отношений, религиозные организации объективно оказались втянутыми в эти новые процессы. Вот почему одним из необходимых условий успешной деятельности, направленной на вывод нашей страны из кризиса, является объединение всех сил независимо от их отношения к религии на платформе эффективного совершенствования реальной демократии, укрепления конституционного порядка, развития конструктивных отношений между государством и церковью. Такая постановка вопроса необходимо предполагает поиск нового подхода к исторически извечной теме отношений государства и церкви. Исследование деятельности советского государства по отношению к религии, церкви и верующим в прошлом, а также современной деятельности государства по совершенствованию государственно-церковных отношений в духе диалога и сотрудничества, делает и сегодня, и в ближайшем будущем тему настоящего исследования весьма актуальной. Актуальность данного исследования определяется также потребностью исправления негативных явлений в отношениях между государством и церковью, приведением их в соответствие с современными нормами отечественного и международного права, формирование в нашей стране правового государства.

Сектоведение | Просмотров: 613 | Загрузок: 0 | Добавил: Иван | Дата: 12.01.2010 | Комментарии (0)

"Секта” — слово латинское и в переводе на русский язык значит "правило” или "метод.” В древние времена еще римские писатели этим словом обозначали философскую школу, державшуюся отличного от господствовавшего в то время учения или политическую партию. Так, приверженцев Антония уже Цицерон называет сектантами, а Тацит говорит о секте стоиков. Несколько позже слово "секта” стали применять к религиозным обществам, учение которых отличалось от верований остальной массы людей. "Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами” (Деян. 11:26). Уже Плиний Младший говорит о "секте христиан,” появившейся в его время среди иудеев. Для религиозных сект характерна претензия на исключительность своей роли, идейных принципов и установок. Доминирует настроение избранничества и тенденция к активному миссионерству. Резко выражено стремление к духовному возрождению, признаком чего является строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и обрядовых предписаний. Как правило отрицается институт священства, подменяясь "принципом всеобщего священства,” а пастырство внутри общины считается харизматическим (от греч. "харизма” — непосредственное водительство Духом Святым), т.е. избирается по мистически-субъективной внутренней установке совокупно всеми членами секты. Считается, что избранный лидер получил как милость Божию, особую способность и мудрость к руководству общиной. При этом следует ссылка на Деян. 1:26 и Откр. 1:6; 5:10. Подчеркивая равенство всех членов, добровольность такого объединения, акцент делается на возрождение (или обращение), которое предшествует членству. Эти основные указанные черты присущи многим религиозным объединениям, т.е. являются своеобразной моделью сектантства.

Сектоведение | Просмотров: 2111 | Загрузок: 7 | Добавил: Иван | Дата: 12.01.2010 | Комментарии (0)

С тех пор как я обратился из евангелических христиан в православную веру, я часто замечал, что среди людей, рожденных и воспитанных в православии, сам факт обращения протестанта вызывает удивление. И это вовсе не потому, что они сомневаются в правильности своей веры; просто им кажется невероятным, что всем известное протестантское упорство в собственных заблуждениях могло быть поколеблено. В конце концов я понял: большинство православных имеет весьма смутное и ограниченное представление о том, что такое протестантизм и каковы его корни. Таким образом, когда исконные православные спорят с протестантами, они, как правило, не понимают друг друга, даже когда употребляют одни и те же слова, — ибо говорят они на разных богословских языках, другими словами, у них нет общего богословского базиса, который позволил бы им обсуждать то, что их отличает друг от друга. Конечно, если принять во внимание, что в настоящее время существует более двадцати (!) тысяч различных протестантских деноминаций, единственная общая черта которых состоит в том, что каждая из них претендует на исключительно правильное понимание Библии, то можно только посочувствовать тем, кто хочет в этом разобраться. Но несмотря на все препятствия, стоящие на их пути, у протестантов безусловно, все же есть надежда придти к Истине. С их тягой к богословскому знанию, к истинному богoпочитанию и подлинной древнехристианской вере, они фактически стучатся в двери нашей церкви. Конечно, для тех, кто к данной проблеме равнодушен, подобное заявление звучит странно. Их больше не удовлетворяет противоречивость и зыбкость религиозной жизни современной протестантской Америки. Но прежде чем мы раскроем двери перед этими вопрошателями, мы должны соответствующим образом подготовиться. Поистине этим людям есть чему научиться у православных! Многие из них — это протестантские служители или просто наиболее образованные в религиозных вопросах рядовые верующие. Это искренние искатели истины, но им придется многому учиться заново, и тогда им потребуется помощь со стороны достаточно теоретически подготовленных православных, хорошо представляющих себе как сущность протестантизма, так и то что, пожалуй, еще важнее — во что они веруют сами.

Сектоведение | Просмотров: 504 | Загрузок: 0 | Добавил: Иван | Дата: 12.01.2010 | Комментарии (0)

Сбываются ныне пророческие слова апостолов (1 Тим. 4:1-3;[1] 2 Тим. 4:3-4;[2] 2 Пет. 2:1-3[3] и др.) Ветер сектантских лжеучений разносится по всей дорогой родине, одних колебля в вере, других отторгая от Церкви Православной, а у иных совсем "разрушая веру” (2 Тим. 2:18[4]). Трудно найти приход, где бы так или иначе не шла пропаганда сектантских заблуждений, среди которых наиболее часто встречаются "баптизм” и "пашковщина.” От пастырей Христовой Церкви всегда, а в особенности в настоящее тяжелое время, требуется быть сильными и "наставлять в здравом учении, а противящихся обличать” (Тит. 1:9[5]). Желание прийти на помощь собратьям миссионерствующим в их трудном деле собеседования с сектантами, людьми, по выражению святого Киприана Карфагенского "искусными в извращении истины,” побудило меня приступить с благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвещеннейшего Арсения, Архиепископа Харьковского и Ахтырского к составлению настоящего "Руководства.” В предлагаемой книге, как при изложении истин православной веры, так и при опровержении сектантских возражений мною уделено место выдержкам из святоотеческих творений, чем, мне кажется, восполнен недостаток многих изданий богословско-полемической литературы. Пастыри, обремененные многочисленными обязанностями, часто лишены времени, а иногда и возможности за отсутствием достаточно полных (церковных или благочиннических) библиотек заняться чтением трудов святых отцов и учителей Церкви, что я и имел в виду при составлении "Руководства.” Считая, что моя книга не свободна от недостатков, я весьма был бы благодарен за все указания, которые будут приняты мною во внимание при новом издании, если таковое потребуется. Греческий текст приведен по Новому Завету, изданному с благословения Святейшего Синода в 1861 году.

Сектоведение | Просмотров: 801 | Загрузок: 0 | Добавил: Иван | Дата: 12.01.2010 | Комментарии (0)

Сбываются ныне пророческие слова апостолов (1 Тим. 4:1-3;[1] 2 Тим. 4:3-4;[2] 2 Пет. 2:1-3[3] и др.) Ветер сектантских лжеучений разносится по всей дорогой родине, одних колебля в вере, других отторгая от Церкви Православной, а у иных совсем "разрушая веру” (2 Тим. 2:18[4]). Трудно найти приход, где бы так или иначе не шла пропаганда сектантских заблуждений, среди которых наиболее часто встречаются "баптизм” и "пашковщина.” От пастырей Христовой Церкви всегда, а в особенности в настоящее тяжелое время, требуется быть сильными и "наставлять в здравом учении, а противящихся обличать” (Тит. 1:9[5]). Желание прийти на помощь собратьям миссионерствующим в их трудном деле собеседования с сектантами, людьми, по выражению святого Киприана Карфагенского "искусными в извращении истины,” побудило меня приступить с благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвещеннейшего Арсения, Архиепископа Харьковского и Ахтырского к составлению настоящего "Руководства.” В предлагаемой книге, как при изложении истин православной веры, так и при опровержении сектантских возражений мною уделено место выдержкам из святоотеческих творений, чем, мне кажется, восполнен недостаток многих изданий богословско-полемической литературы. Пастыри, обремененные многочисленными обязанностями, часто лишены времени, а иногда и возможности за отсутствием достаточно полных (церковных или благочиннических) библиотек заняться чтением трудов святых отцов и учителей Церкви, что я и имел в виду при составлении "Руководства.” Считая, что моя книга не свободна от недостатков, я весьма был бы благодарен за все указания, которые будут приняты мною во внимание при новом издании, если таковое потребуется. Греческий текст приведен по Новому Завету, изданному с благословения Святейшего Синода в 1861 году.

Сектоведение | Просмотров: 739 | Загрузок: 0 | Добавил: Иван | Дата: 12.01.2010 | Комментарии (0)

После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Духовность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия — все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм — это плохо, следовательно, любая вера и какая угодно духовность — это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Но эти нехитрые рассуждения далеки от той глубины, которая характерна для людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Великий Достоевский, например, считал, что католичество хуже атеизма, так как атеизм проповедует голый нуль, а католичество — Христа оболганного. Значит, не всякая "дорога к храму” ведет к Храму Истины, и не всякое приглашение на "собрание по изучению Библии” приведет к Богу. Для западной цивилизации характерно стремление как бы "отменить” духовность, объясняя духовную жизнь материалистически, социологически, рационалистически. В течение многих столетий мыслители Запада поучали человечество: смотрите на мир проще, мир — это гигантский часовой механизм, человек — машина, душа — выдумка корыстолюбивых жрецов да попов. В результате духовная жизнь человека стала казаться чуть ли не выдумкой, фикцией, иллюзией, которая может быть иногда чем-то обременительным, иногда — полезным и приятным, но не реальным и серьезным. И вот в двадцатом столетии люди, которые могли бы считать себя реалистами в наибольшей степени — политики, бизнесмены, ученые — обращаются к услугам духовных учителей, стараются использовать какие-то "духовные силы,” пытаются научно исследовать некие "духовные энергии.” То, что в западной цивилизации совершалось столетиями — отказ от истинной духовной жизни, основанной на Божественном Откровении и Традиции, прельщение человека "духом века сего,” духом материализма и приверженности исключительно земным ценностям, и, в итоге, увлечение псевдодуховностью, — в России произошло гораздо быстрее и разрушительнее. После десятилетий господства богоборческого материализма наступает время увлечения духовностью без разбора ее содержания. После десятилетий вытаптывания ростков духовности русское поле стало прорастать терниями и сорняками.

Сектоведение | Просмотров: 581 | Загрузок: 0 | Добавил: Иван | Дата: 12.01.2010 | Комментарии (0)