Библиотека

Главная » Файлы » Религиозно-философские учения. Теология. » Литургия

В категории материалов: 19
Показано материалов: 11-19
Страницы: « 1 2

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам
Богословие литургическое считается сравнительно новой наукой. Сперва оно возникло на Западе в связи с литургическим движением, которое было вызвано глубоким интересом к литургической традиции Православной Церкви [1]. Труды православных авторов по литургическому богословию стали появляться в первой половине XX в. Зачинателями в этой области были русские богословы в эмиграции [2], которые начали работать над систематизацией "богословских идей, заключающихся в нашем богослужении” [3]. Столь позднее появление литургического богословия как науки вовсе не означает, что истолкованием богослужения и раскрытием его смысла и значения никто до этого времени не занимался. Не говоря о плеяде литургистов, которые специально занимались изучением православного богослужения, о пастырях Церкви, которые в беседах изъясняли богослужебные тексты в назидательных целях, и даже о святоотеческих творениях, донесших до наших дней литургические традиции Древней Церкви, мы должны признать, что сама литургическая жизнь Церкви с апостольской эпохи хранит в себе основы того, исследованием чего занимаются литургисты. [1] Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. Париж, 1961. С. 22-23.
[2] Киприан (Керн), иером. Крины молитвенные. Сборник статей по литургическому богословию. Белград, 1928. С. I.
[3] Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М.. 1997, С. II.

Литургия | Просмотров: 581 | Загрузок: 96 | Добавил: Иван | Дата: 05.12.2009 | Комментарии (0)

Под именем Литургики в богословских школах понимается наука о богослужении в широком смысле слова. Само слово "Литургия” (Λειτουργία) у древних эллинов означало "общее дело,” служение, совершаемое для народа или средствами ши­роких слоев народа. Греки знали в своем быту разные типы таких "литургий.” Так, например, они называли γυμνασταρχα, устройство гимнастических упражнений и это считалось у них "литургией,” под именем χορηγία они понимали устройство торжественных процессий, "ликостояний,” что также входило в понятие "литургии”; устройство народных, общественных уго­щений, έστίασις, также было для древнего эллина "литургией.” Христианство приняло этот греческий термин для обозна­чения своего общественного богослужения вообще или евха­ристического богослужения в особенности. Отсюда и "литургика” является наукой о богослужении вообще; прилагательное "литургический” означает нечто относящееся к богослужению вообще, а не только к одной Евхаристии. Как таковая, это наука охватывает целый ряд областей церковно-богослужебного быта и обихода и распадается поэтому на несколько отделов. Вообще же к науке Литургики может быть три подхода, в зависимости от которых она приобретает тот или иной характер Эти подходы можно назвать:
1. историко-археологический,
2. ритуалистический или уставной,
 3. богословский.
Литургия | Просмотров: 923 | Загрузок: 127 | Добавил: Иван | Дата: 05.12.2009 | Комментарии (0)

B основу настоящей книги легли лекции студентам Православного Богословского Института (Свято-Сергиевской Духовной Академии) в Париже и чтения на повторных курсах для священников там же. Предлагаемый труд представляет собою историческое, богословское и практическое толкование Божественной Литургии. Co времени вышедшей еще в начале 19 столетия книги И. Дмитревского православная богословская литература не имела такого руководства для объяснения Литургии, которое могло бы быть полезным, как для пастыря, так и для рядового верующего. На Западе и y католиков, и y англикан, и y протестантов имеется немало таких исследований и толкований, и они постоянно продолжают совершенствовать подобные издания и применять их к требованиям читателей. Потребность толкования Литургии ощущается уже давно y нас. С одной стороны, богатая символизмом наша Литургия не во всем понятна верующему; с другой, очень большое количество специальных вопросов требует своего исторического и богословского обоснования и объяснения. На удовлетворение обеих задач и было направлено наше намерение при составлении настоящего курса. Β основу богословских и символических объяснений легли толкования святого Максима Исповедника, святого Германа Константинопольского, Николая Кавасилы и Симеона Солунского, равно как и вся вообще патристическая литература. Что же касается разрешения спорных научных вопросов, мы старались искать ответа y всех литургических и исторических авторитетов, без различия их конфессиональной принадлежности. Литература вопроса безгранична, и, разумеется, нельзя исчерпать всего океана библиографии, но то, что было нам доступно в библиотеках Парижа и других центров, было нами использовано. Настоящая книга не есть исследование. Это — компилятивный труд, как и всякий курс лекций. Целью его было удовлетворить разные слои православных читателей. Хотелось бы верить, что и священник, и мирянин, равно как и начинающий студент, и специалист в литургике найдут в ней для себя что-нибудь полезное.
Париж, август 1946 г. Сергиевское Подворье.
Литургия | Просмотров: 912 | Загрузок: 114 | Добавил: Иван | Дата: 05.12.2009 | Комментарии (0)

Наверно, нет необходимости говорить о важности изучения богослужения будущим пастырям, будущим катехизаторам, и вообще всем, желающим жить полнокровной церковной жизнью. Участие в богослужении является самым простым, самым естественным и легким способом воцерковления, вхождения в Церковь. Есть и другие, не менее важные и значимые церковные служения: например, служение миссионерское или подвиг христианского милосердия, однако именно богослужение, проживание богослужебных кругов легче и лучше всего вводит человека в Церковь. Когда мы познакомимся с Уставом, когда мы узнаем богослужение, нам не просто станет известна последовательность тех или иных его элементов – мы почувствуем замечательную структуру церковной службы, ее динамику, законы ее развития, смысл, вложенный в ее структуру. Все мы с нетерпением ждем рождественских или пасхальных песнопений, и как они замечательно звучат для нас в первый раз в году! Так нам откроются очень и очень многие песнопения других, пока, может быть, менее известных праздников. Прежде всего необходимо уяснить себе предмет изучения и разобраться в терминах и понятиях. Хотя в учебной программе этот курс называется "литургика,” к нему присоединяется объясняющее, расшифровы­вающее его слово "Устав.” Что означает это слово? Есть книга, которая по-гречески называется "Типикон,” а по-славянски "Устав.” Может быть, наш курс будет заключаться в подробном изучении этой книги? Она содержит не все богослужения, которые мы совершаем в Церкви. Более того, эта книга не содержит всех указаний, которые нужны для совершения богослужения, поэтому изучения лишь её одной недостаточно. Обязательно нужен живой учитель, наставник, который введет в устную традицию, расскажет о том, что нигде не написано. Что такое Устав, можно почувствовать из самого корня этого слова, заключающего в себе идею установленности, упорядоченности.

Литургия | Просмотров: 595 | Загрузок: 81 | Добавил: Иван | Дата: 05.12.2009 | Комментарии (0)

Содержание:
Приготовление к Литургии Почему честные дары не с самого начала полагаются на престоле О том, что дары предлагаются Богу как начатки человеческой жизни Почему нужно было, чтобы дары служили начатками человеческой жизни Почему полагается не весь хлеб, но вырезается особая часть Почему над хлебом священник изображает страдания Христовы В чем состоит воспоминание Господа О том, что совершается над хлебом Для чего Господь повелел творить это в Его воспоминание О том, что говорится при приношении даров после воспоминания (Господа); также о том, что это приношение есть вместе и благодарственное, и просительное Для чего дары покрываются и что при этом говорится О начальном славословии Что значит постоянное моление о милости О предании (себя Богу) Об антифонах и произносимых в продолжение их молитвах Знаменование священнодействия в общем очертании Изъяснение первого антифона Что означают пророческие изречения, поемые в начале священнодействия Изъяснение третьего антифона О явлении Евангелия и о Трисвятой песни О молитве, читаемой во время пения этой песни, и о священных возглашениях О чтении Писаний, порядок их и знаменования О прошениях, следующих за Евангелием О внесении честных даров в алтарь О том, что совершается по внесении даров, о молитвах и наставлениях священника народу Об исповедании веры и о том, к чему после него священник увещевает верных и о чем молится, и что они отвечают ему Об освящении даров и о предшествующем ему благодарении На каком основании мы несомненно веруем в таинство О том, в чем латиняне относительно этого укоряют нас, и ответ на их укоры О том, что и в Латинской Церкви таинство Евхаристии совершается таким же образом Почему священник призывает освятить дары не Сына, а Отца О самой жертве и о том, над чем совершается жертва О молитвах после жертвоприношения и о том, по какой причине здесь воспоминаются святые, особенно же Пресвятая (Богородица) О том, как священник молится о Святых Дарах про себя и о чем повелевает молиться верным
Литургия | Просмотров: 564 | Загрузок: 86 | Добавил: Иван | Дата: 05.12.2009 | Комментарии (0)

Эпиграфом к этой лекции (и ко всему курсу) я беру слова оптинского старца Нектария: "Не надо ждать или искать чудес. Есть только одно чудо, которое всегда с нами. Это Божественная Литургия.” Это — чудо Евхаристии, которая всегда единственна, всегда одна и та же. Как пишет архимандрит Киприан (Керн): "Литургия вечна. Агнец заклан в недрах Св. Троицы. Он предназначен к закланию еще прежде создания мира (1 Петр. 1:20), хотя и явился во времени, "в последние времена.” Евхаристия любви предвечно совершается в Триединстве Божием, совершается во времени и нами, и будет совершаться во веки веков. Это жертва любви, "любви Отца, распинающей, любви Сына, распинаемой, любви Духа Святого, торжествующего силою крестной,” не имеет границ во времени.” ("Евхаристия,” стр. 231). Очень важно понимать, что в Литургии чудо Евхаристии первично и ничем не обусловлено. Оно — не следствие литургического чина, а его причина. Из него и вырастает весь чин Литургии и все чины суточного богослужения, как мы увидим вскоре. Так огромный лес вырастает из единого зернышка. И нашу литургику уместно сравнить с лесом. Потому что если в Католицизме это — уютный садик, а в Протестантизме — хорошо подстриженный газон, то в Православии — это лес. Здесь есть огромные деревья, уходящие корнями в Ветхий Завет. И есть вечно — цветущая поросль первохристианства. И есть заросли времен средневековья. И совсем молодые побеги нового времени. Но всё это живет и развивается, как единый организм.
Литургия | Просмотров: 723 | Загрузок: 104 | Добавил: Иван | Дата: 05.12.2009 | Комментарии (0)

Предметом Литургики является история православного христианского богослужения. Право- славное богослужение есть совокупность молитвословий, песнопений и священнодействий, которые совершаются в Церкви Божией на земле иерархическими лицами, как законными наместниками Христа (см. послание к Евреям). Богослужение совершается для верующих, и в союзе с ними, по установленному чину. Через богослужение верующие призываются выражать свои чувства веры в Бога, надежды и любви к Нему, вступают с Ним в таинственное общение и получают благодатные силы для прохождения христианской жизни, ведущей ко спасению. Богослужение имеет большое значение для человека. Оно есть выражение молитвенной жизни Церкви Христовой. Православное богослужение древней Византии потрясло своей величественной красотой наших предков и привело их ко Христу, к православной вере.
Литургия | Просмотров: 520 | Загрузок: 73 | Добавил: Иван | Дата: 05.12.2009 | Комментарии (0)

Предметом Литургики является история православного христианского богослужения. Право- славное богослужение есть совокупность молитвословий, песнопений и священнодействий, которые совершаются в Церкви Божией на земле иерархическими лицами, как законными наместниками Христа (см. послание к Евреям). Богослужение совершается для верующих, и в союзе с ними, по установленному чину. Через богослужение верующие призываются выражать свои чувства веры в Бога, надежды и любви к Нему, вступают с Ним в таинственное общение и получают благодатные силы для прохождения христианской жизни, ведущей ко спасению. Богослужение имеет большое значение для человека. Оно есть выражение молитвенной жизни Церкви Христовой. Православное богослужение древней Византии потрясло своей величественной красотой наших предков и привело их ко Христу, к православной вере.
Литургия | Просмотров: 608 | Загрузок: 83 | Добавил: Иван | Дата: 05.12.2009 | Комментарии (0)

Содержание:
1. Предварительные сведения
2. Порядок и изъяснение церковных служб
3. Изъяснение Божественной Литургии
4. Изъяснение всенощного бдения
5. Великопостное богослужение
6. Праздничное богослужение
7. Частное богослужение или требы Заключение.
Литургия | Просмотров: 576 | Загрузок: 78 | Добавил: Иван | Дата: 05.12.2009 | Комментарии (0)

1-10 11-19