Библиотека

Главная » Файлы » Религиозно-философские учения. Теология.

В разделе материалов: 165
Показано материалов: 101-110
Страницы: « 1 2 ... 9 10 11 12 13 ... 16 17 »

Книга "Пути Русского Богословия” протоиерея Геор­гия Флоровского, плод его огромной эрудиции и выраже­ние церковно-исторического мировоззрения, справедливо признается — и, вероятно, всегда будет признаваться — его главной научной заслугой. Книга была написана в по­следние предвоенные годы в Париже и явилась завершением работы над полной историей православного Предания, начиная с раннего христианства и кончая нашей эпохой. Его книги "Восточные Отцы Четвертого Века” и "Византийские Отцы,” т. е. первая часть его главного труда, вышли за несколько лет до "Путей Русского Богословия” и в свое время могли считаться замечательным введением в святоотеческую мысль с православной точки зрения. Однако, ни по оригинальности подхода, ни по новизне содержания, ни по объему информации книги отца Георгия об отцах древней Церкви не обладают той силой и исчерпываю­щей глубиной, с какими написаны "Пути.” От древних отцов Флоровский воспринимал нормы и критерии сужде­ния, а обращаясь к истории русского Православия, он прилагал эти нормы к живой реальности, к опыту той культуры, к которой он сам принадлежал и к которой принадлежим все мы. Отец Георгий родился в 1893 году в семье одесского протоиерея, ректора одесской семинарии, но учился в свет­ских школах. В Новороссийском университете (в Одессе) он окончил историко-филологический факультет, но изучал также историю философии и естествознание. Студентом он был блестящим и, как многие другие в годы войны и революции, искал осмысления реальности на путях фило­софии. В 1920 году он был утвержден в звании приват-доцента, но тогда же эмигрировал. В Праге, где нашли приют многие представители русской интеллигенции, он защитил магистерскую диссертацию о Герцене. В области богословия Флоровский был блестящим самоучкой. Не обладая формальной богословской подго­товкой, он не только погрузился в изучение отцов Церкви, но и приобрел известность как патролог. Постепенно выра­батывавшееся у него мировоззрение было не спекулятивно-философским, как у большинства религиозной интеллиген­ции, попавшей за границу, а богословски-традиционным. На этом пути у него установилась, довольно, впрочем, непродолжительная, связь с "евразийством,” в котором его, по-видимому, привлекало настороженно-отрицательное отношение к Западу и западно-европейской философии. В 1926 г. он принял приглашение на кафедру патрологии в только что образовавшемся в Париже Богословском Институте. В преподавательский состав Института вошли как профессора дореволюционной духовной школы (А. В. Карташев, еп. Вениамин Федченков), так и видные представители "вернувшейся в Церковь” интеллигенции (о. С. Булгаков, В. В. Зеньковский и др.). Среди них Геор­гий Васильевич занял особое место, трудно определимое с точки зрения обычных стереотипов. Он был солидарен с коллегами в стремлении к оживлению православного богословия и к участию в экуменических встречах с инославными, но всегда находился в оппозиции к доминиро­вавшему тогда религиозно-философскому движению, свя­занному с "софиологией”[1] Владимира Соловьева. В 1932 году он был рукоположен в священный сан митрополитом Западно-Европейским Евлогием (Георгиевским). [1] СОФИОЛОГИЯ (от греч. — мудрость и — учение) — течение русской богословской мысли конца XIX — начала XX в. Представители: В.Соловьев, П.Флоренский, С.Булгаков. Центральное понятие софиологии — София-Премудрость — употребляется ими весьма неоднозначно. Это — сущность Бога, «четвертая ипостась» (это мнение осуждено на поместном Соборе в Югославии), грань между Богом и миром, организующее начало соборности, Церкви, человечества, космоса и т.д.
История Русской Церкви | Просмотров: 584 | Загрузок: 0 | Добавил: Иван | Дата: 26.11.2009 | Комментарии (0)

Книга "Пути Русского Богословия” протоиерея Геор­гия Флоровского, плод его огромной эрудиции и выраже­ние церковно-исторического мировоззрения, справедливо признается — и, вероятно, всегда будет признаваться — его главной научной заслугой. Книга была написана в по­следние предвоенные годы в Париже и явилась завершением работы над полной историей православного Предания, начиная с раннего христианства и кончая нашей эпохой. Его книги "Восточные Отцы Четвертого Века” и "Византийские Отцы,” т. е. первая часть его главного труда, вышли за несколько лет до "Путей Русского Богословия” и в свое время могли считаться замечательным введением в святоотеческую мысль с православной точки зрения. Однако, ни по оригинальности подхода, ни по новизне содержания, ни по объему информации книги отца Георгия об отцах древней Церкви не обладают той силой и исчерпываю­щей глубиной, с какими написаны "Пути.” От древних отцов Флоровский воспринимал нормы и критерии сужде­ния, а обращаясь к истории русского Православия, он прилагал эти нормы к живой реальности, к опыту той культуры, к которой он сам принадлежал и к которой принадлежим все мы. Отец Георгий родился в 1893 году в семье одесского протоиерея, ректора одесской семинарии, но учился в свет­ских школах. В Новороссийском университете (в Одессе) он окончил историко-филологический факультет, но изучал также историю философии и естествознание. Студентом он был блестящим и, как многие другие в годы войны и революции, искал осмысления реальности на путях фило­софии. В 1920 году он был утвержден в звании приват-доцента, но тогда же эмигрировал. В Праге, где нашли приют многие представители русской интеллигенции, он защитил магистерскую диссертацию о Герцене. В области богословия Флоровский был блестящим самоучкой. Не обладая формальной богословской подго­товкой, он не только погрузился в изучение отцов Церкви, но и приобрел известность как патролог. Постепенно выра­батывавшееся у него мировоззрение было не спекулятивно-философским, как у большинства религиозной интеллиген­ции, попавшей за границу, а богословски-традиционным. На этом пути у него установилась, довольно, впрочем, непродолжительная, связь с "евразийством,” в котором его, по-видимому, привлекало настороженно-отрицательное отношение к Западу и западно-европейской философии. В 1926 г. он принял приглашение на кафедру патрологии в только что образовавшемся в Париже Богословском Институте. В преподавательский состав Института вошли как профессора дореволюционной духовной школы (А. В. Карташев, еп. Вениамин Федченков), так и видные представители "вернувшейся в Церковь” интеллигенции (о. С. Булгаков, В. В. Зеньковский и др.). Среди них Геор­гий Васильевич занял особое место, трудно определимое с точки зрения обычных стереотипов. Он был солидарен с коллегами в стремлении к оживлению православного богословия и к участию в экуменических встречах с инославными, но всегда находился в оппозиции к доминиро­вавшему тогда религиозно-философскому движению, свя­занному с "софиологией”[1] Владимира Соловьева. В 1932 году он был рукоположен в священный сан митрополитом Западно-Европейским Евлогием (Георгиевским). [1] СОФИОЛОГИЯ (от греч. — мудрость и — учение) — течение русской богословской мысли конца XIX — начала XX в. Представители: В.Соловьев, П.Флоренский, С.Булгаков. Центральное понятие софиологии — София-Премудрость — употребляется ими весьма неоднозначно. Это — сущность Бога, «четвертая ипостась» (это мнение осуждено на поместном Соборе в Югославии), грань между Богом и миром, организующее начало соборности, Церкви, человечества, космоса и т.д.
История Русской Церкви | Просмотров: 601 | Загрузок: 0 | Добавил: Иван | Дата: 26.11.2009 | Комментарии (0)

Содержание: от Эпохи после императора Петра Великого до списка архипастырей Русской Православной Церкви с года ее основания.
История Русской Церкви | Просмотров: 725 | Загрузок: 0 | Добавил: Иван | Дата: 26.11.2009 | Комментарии (0)

Содержание: Расцвет церковной жизни. Царствование императора Александра I. Царствование императора Николая I. (1825-1855) Царствование императора Александра II. (1855-1881). Царствование императора Александра III. (1881-1894). Царствование Императора Николая II. Епархиальное управление. Духовенство. Распространение веры. Миссионерство в Казанской епархии и соседних местностях. Миссионерство среди калмыков, киргизов и самоедов. Миссионерство в Сибири. Миссионерство в Китае. Миссионерство в Японии. Восстановление православия на Кавказе. Грузинская церковь. Православное миссионерское общество. Миссионерские съезды. Пропаганда иезуитов. Униаты и их воссоединение. Православие в Прибалтийском крае и в Финляндии. Сношения с иноверaми в Англии и в С. Ш. A. Духовное просвещение. Представители духовной науки и проповедничества. Библейское общество. Перевод Библии на русский язык. Влияния и явления, чуждые православию; противодействия им. Богомольцы и паломники, Императорское Палестинское общество. Состояние религиозного образования народа. Секты. Старообрядчество и единоверие. Прославление святых, Новые праздники, Храмы, Иконопись. Церковное пение. Церковное управление до восстановления патриаршества. Монастыри, Подвижники.
История Русской Церкви | Просмотров: 772 | Загрузок: 0 | Добавил: Иван | Дата: 26.11.2009 | Комментарии (0)

История Церкви — это прежде всего история деяний и подвигов святых праведников и подвижников. Вспомним слова евангельские: "Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем же сделаешь ее соленою?” (Мтф. 5:13). Именно поэтому в основу "Истории Русской Церкви,” подготовленной Издательским Отделом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, положен труд известного русского агиографа графа М. В. Толстого [1] "Рассказы из истории Русской Церкви.” Сравнивая труд М. В. Толстого с подобными ему трудами, мы не найдем в этой книге каких-либо редких фактов, не известных в той или иной степени церковно-исторической науке. Однако, несмотря на это, книга М. В. Толстого была куда более любимым чтением по истории Русской Церкви, чем многие иные, имевшие на титуле имена прославленных историков. Причина здесь только одна: "История Русской Церкви” М. В. Толстого написана церковно и научает церковности. История Церкви — это описание ее святости и благочестия, открывающихся в ее подвижниках. Естественно поэтому нам и от церковного историка ожидать "по тщательном исследовании всего сначала,” как пишет евангелист Лука (Лк. 1:3) прежде всего благочестивого повествования о событиях, чтобы мы узнали твердое основание церковного учения (Лк. 1:4). Такие повествования Церковь преимущественно заключала в круг Четий-Миней, подчеркивая равноценность различных временных отрезков пред вечностью. Но и хронологическое ("от сотворения мира”), по годам ("полетное”) изложение всегда признавалось Церковью имеющим свой смысл и значение. Именно поэтому преподобный Нестор, монах Киево-Печерской Лавры, составлял "Летопись.” М. В. Толстой в своей "Истории” следует традициям как церковного летописания, так и житийного повествования, и потому читатель получает от его книги и исторические познания, и благочестивое назидание...
История Русской Церкви | Просмотров: 844 | Загрузок: 0 | Добавил: Иван | Дата: 26.11.2009 | Комментарии (0)

Профессор П. В. Знаменский как историк Русской Церкви.

Профессор Петр Васильевич Знаменский бесспорно принадлежит к числу выдающихся представителей российской церковно-исторической науки 2-й половины ХIХ, начала ХХ столетий. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, хотя в его биографии мы не встречаем особенного разнообразия жизненных обстоятельств, передвижений, водоворота событий. П. В. Знаменский родился 27 марта 1836 г. в Нижнем Новгороде, в семье диакона. По окончании обучения в Новгородском духовном училище (1846—1850) и семинарии (1850—1856) поступил в Казанскую духовную академию, которую с успехом окончил и в сентябре 1860 г. был направлен преподавателем философии и логики в Самарскую духовную семинарию. Менее чем через год (в августе 1861 г.) Знаменский вернулся в родную Казанскую академию, где поначалу занимал кафедру математики, а с мая 1862 г. окончательно утвердился на близкой его научным интересам кафедре русской церковной истории. Помимо того, начиная с 1865 г., Петр Васильевич преподавал историю Русской Церкви на историко-филологическом факультете Казанского Университета, а также читал лекции в училище для девиц из семей духовного звания. С этого же времени он заведовал богатейшей библиотекой Соловецкого монастыря, 1593 манускрипта которой были переведены в Казанскую духовную академию в 1855 году. С 1875 г. он возглавлял научную Комиссию для описания рукописей Соловецкого собрания.
И все же большую часть жизни Знаменский посвятил Казанской духовной академии. Без малого сорок лет он продолжал в ней преподавательскую деятельность в качестве штатного профессора, а с 20 ноября 1895 г. в качестве сверхштатного. 12 августа 1896 г. он оставил сверхштатную службу, однако вплоть до 1897 г. продолжал бесплатно читать свои лекции, пользовавшиеся неизменной популярностью у студентов. Как говорилось в адресе академической корпорации, поднесенном П. В. Знаменскому по случаю оставления им службы в академии, Даже в эпоху наибольшего упадка трудолюбия студентов между самыми неаккуратными из них считалось зазорным не быть на лекции у Петра Васильевича. Его глубоко интересные чтения очаровывали гармоническим соединением обильного фактического материала с художественной обработкой его1. Любопытны мотивы его окончательного ухода из академии. С присущей ему скромностью и требовательностью к себе он считал что может не поспеть идти нога в ногу ни с современным развитием науки, ни с работой других членов академической корпорации и, таким образом, помимо своей воли принизить свою кафедру, всегда высоко стоящую в составе академического курса.2 Научная и преподавательская деятельность П. В. Знаменского была высоко оценена его современниками. Уже в 1860 г. (всего в двадцать четыре года), за труд “Обозрение постановлений по церковным делам в России в начале ХVII столетия он удостоен степени магистра богословия. В 1866 г. он возведен в звание экстраординарного, а в 1868 г. ординарного профессора. В 1875 г. за труд Приходское духовенство со времен реформы Петра I-го удостоен степени доктора церковной истории. В 1892 г. его избрали членом-корреспондентом Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности3 . В последние годы своей жизни П. В. Знаменский продолжал живо интересоваться наукой, написал несколько статей для журналов, старался следить за книжными новинками. Он умер 2 мая 1917 г. незадолго до трагических событий октябрьской революции. Перед кончиной он завещал Академии свой дом и библиотеку.
История Русской Церкви | Просмотров: 735 | Загрузок: 0 | Добавил: Иван | Дата: 26.11.2009 | Комментарии (0)

Ни одному из христианских европейских народов не свойственны соблазны такого самоотрицания, как русским. Если это и не тотальное отрицание, как у Чаадаева, то откровенное, при случае, подчеркивание нашей отсталости и слабости, как бы нашей, качественной от природы второстепенности. Этот очень старомодный "европеизм,” не изжит еще и в наших, уже сходящих со сцены поколениях, ни в нашей молодежи, вырастающей в эмигрантском отрыве от России. А там, в большой и исковерканной бывшей СССР навязывалась противоположная крайностъ. Там и европеизм и руссизм отрицаются и перекрываются якобы новым и более совершенным синтезом так называемого экономического материализма. В противовес этим двум крайностям, мы — взрощенные старой нормальной Россией, продолжаем носитъ в себе опытное ощущение ее духовных ценностей. Наше предчувствие нового возрождения и грядущего величия и государства, и Церкви питается отечественной историей. Пора приникнуть к ней патриотически любящим сердцем и умом, умудренным трагическим опытом революции. Ломоносов явлением своей личности и исповеданием своей уверенности, "что может собственных Платонов и быстрых разумом Неютонов российская земля рождать,” вселил в нас уверенностъ, что мы станем тем, чем инстинктивно, по безошибочному чутью, мы хотим быть. А именно: — хотим бытъ в первых, ведущих рядах строителей общечеловеческой кулътуры. Ибо другого, достойного первенства земному человечеству не дано.
История Русской Церкви | Просмотров: 546 | Загрузок: 0 | Добавил: Иван | Дата: 26.11.2009 | Комментарии (0)

Ни одному из христианских европейских народов не свойственны соблазны такого самоотрицания, как русским. Если это и не тотальное отрицание, как у Чаадаева, то откровенное, при случае, подчеркивание нашей отсталости и слабости, как бы нашей, качественной от природы второстепенности. Этот очень старомодный "европеизм,” не изжит еще и в наших, уже сходящих со сцены поколениях, ни в нашей молодежи, вырастающей в эмигрантском отрыве от России. А там, в большой и исковерканной бывшей СССР навязывалась противоположная крайностъ. Там и европеизм и руссизм отрицаются и перекрываются якобы новым и более совершенным синтезом так называемого экономического материализма. В противовес этим двум крайностям, мы — взрощенные старой нормальной Россией, продолжаем носитъ в себе опытное ощущение ее духовных ценностей. Наше предчувствие нового возрождения и грядущего величия и государства, и Церкви питается отечественной историей. Пора приникнуть к ней патриотически любящим сердцем и умом, умудренным трагическим опытом революции. Ломоносов явлением своей личности и исповеданием своей уверенности, "что может собственных Платонов и быстрых разумом Неютонов российская земля рождать,” вселил в нас уверенностъ, что мы станем тем, чем инстинктивно, по безошибочному чутью, мы хотим быть. А именно: — хотим бытъ в первых, ведущих рядах строителей общечеловеческой кулътуры. Ибо другого, достойного первенства земному человечеству не дано.
История Русской Церкви | Просмотров: 528 | Загрузок: 0 | Добавил: Иван | Дата: 26.11.2009 | Комментарии (0)

Содержание: Современные Поместные Православные Церкви, Расколы Российской Православной Церкви в 20 Веке, Автокефалисты, Римокатолики, Старокатолики, Восточные церкви, Монофизиты, Армяно-григорианская церков, Протестантизм, Англикане, Кальвинизм, Другие церкви Протестантско-реформатовского направления, Религиозные объединения, Нехристианские религии.
 
 
История Церкви | Просмотров: 530 | Загрузок: 1 | Добавил: Иван | Дата: 26.11.2009 | Комментарии (0)

Содержание: Византия и крестоносцы. Эпоха Комнинов (1081-1185) и Ангелов (1185-1204), Латинское Владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской империи, Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261 - 1451).
 
 
История Церкви | Просмотров: 529 | Загрузок: 0 | Добавил: Иван | Дата: 26.11.2009 | Комментарии (0)